Ключевые факторы развития биотехнологической индустрии

Весной 2012 года Правительством Российской Федерации была принята «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» («БИО 2020»). Одной из ее задач является создание с нуля 50-ти инновационных биотехнологических препаратов к 2020 году. Насколько это достижимо и что нужно предпринять, чтобы выполнить поставленные Программой задачи в установленные сроки? Это обсудили участники медиа-семинара «Биотехнологии в здравоохранении», организованного компанией «Амджен», мировым лидером в области медицинских биотехнологий. 

Сегодня свыше 80% новых подходов к лечению серьезных заболеваний разрабатываются с использованием методов биотехнологии. Мировой рынок биофармацевтических препаратов составляет около 160 млрд. долл. США, и к 2015 г. ожидается его рост примерно в два раза. Однако нужно иметь в виду, что инвестиции в биотехнологии весьма рискованны: более 90% новых молекул, находящихся на различных этапах разработки по тем или иным причинам не доходят до рынка. Согласно статистике, из 4 тысяч биотехнологических компаний, основанных в 80-х годах прошлого столетия, к настоящему времени работают, окупили вложенные инвестиции и приносят прибыль лишь шесть, включая «Амджен».

Мария Мягких, медицинский директор компании «Амджен Россия»: «История создания и более чем 30-летний опыт нашей компании свидетельствуют о том, что путь к успеху в биотехнологиях не бывает простым: разработка инновационных препаратов – это процесс не только длительный, но и крайне затратный. Компании-разработчики должны располагать и мощным научно-исследовательским потенциалом, и значительными финансовыми ресурсами. Компании «Амджен» понадобились девять лет плюс сотни миллионов долларов для вывода на рынок первого биотехнологического блокбастера – эпоэтина альфа под торговым наименованием «Эпоген» в 1989 году».

С точки зрения компании «Амджен», существуют пять ключевых факторов успеха в биотехнологической индустрии. Во-первых, это надежная защита прав интеллектуальной собственности компаний-разработчиков инновационных продуктов. Во-вторых, это понятная и прозрачная регуляторная система, а также эффективная система государственного лекарственного обеспечения. В третьих, это поддержка науки со стороны государства, особенно в области биомедицинских исследований и разработок. Помимо этого особо важно создать рабочую и эффективную систему коммерциализации научных разработок, позволяющую ученым получать прибыль от результатов их деятельности в случае ее успеха. Но самое главное – это поощрение государством медицинских инноваций, обеспечение возможности для пациентов получать необходимое лечение в рамках программ госгарантий.

Виктория Анашкина, глава представительства «Амджен» в России: «На наш взгляд, именно эти факторы в совокупности послужили стимулом для развития успешного биотехнологического сектора в США, и проведение схожей политики в России поможет создать благоприятную среду для привлечения инвестиций и развития научного потенциала мирового уровня в нашей стране. Мы видим, что целевые показатели, намеченные программой «БИО 2020», достаточно высоки. Тем не менее, их достижение возможно при условии взаимодействия с международными экспертами и исследователями, создания совместных проектов с глобальными биотехнологическими лидерами, а также привлечения венчурного капитала. Мы убеждены, что при таком сценарии развития российская биофармацевтика в обозримом будущем сможет предложить инновационные решения, которые будут конкурентоспособными на мировом рынке и станут основой модернизации российской экономики».


remedium