VI Форум МОД «Движение против рака», прошедший в Москве 4-5 февраля, собрал многочисленных ученых и специалистов разных профилей. Очередное заседание форума было посвящено финансово-экономической составляющей лечения и профилактики этого заболевания.
Один из центральных докладов подготовила Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения Высшей школы экономики:
На форуме главными обсуждаемыми темами стали нехватка лекарств и пренебрежение ранней диагностикой. Но хочу обратить ваше внимание на еще один важный аспект: о праве пациентов на получение необходимой помощи, которую пообещало правительство. По данным Росздравнадзора, количество фактов нарушения прав граждан при получении лекарственных средств, в том числе — получении препаратов с истекшим сроков действия, огромно.
Сегодня все субъекты РФ активно включились в разработку «Стратегии здравоохранения-2025». Уверена, что первое, что сегодня необходимо сделать – разработать модель лекарственного страхования, которая позволит повысить доступность препаратов. Все говорили о необходимости наведения порядка в финансировании обязательств, которые переданы в регионы. Количество льготников постоянно снижается, деньги в регионы почти не поступают. Число граждан, имеющих право на льготы и реально получающих услуги по постановлению №890 — о государственной поддержке развития медицинской промышленности — отличается в разы! План не выполнен нигде, а в Северо-Кавказском округе выполняется на 10%. Это и говорит о так называемой «доступности» лекарственных средств, при которой уровень обеспеченности онкологическими препаратами очень низкий.
Повышение их доступности крайне важно в стране, в которой за чертой бедности находится 16 % населения. Именно эта часть общества остро нуждается в оказании бесплатной медицинской помощи и льготах на получение лекарственных средств. Именно эта часть формирует тот показатель ожидаемой продолжительности жизни, который отбрасывает нас на самые низкие позиции в Европе. При этом у нас средняя стоимость упаковки лекарств в несколько раз выше, чем, скажем, в Белоруссии.
Включение лекарственного обеспечения в программу страхования, обеспечения государственными гарантиями – хорошая идея. Но пока она не подкреплена экономически. Если посмотрим динамику обеспечения медицинского страхования в 2012 году, то увидим, что уровень дефицита госгарантий даже в отсутствие программы лекарственного страхования очень высок — 72 субъекта РФ имели дефицит. В этом году мы ожидаем 53 дефицитных субъекта. То есть, это число практически не уменьшается. Каких величин достигнет дефицит, если мы включим в эту программу лекарственное страхование, я даже не возьмусь предположить.
Когда граждан спрашивают, какими приоритетами должно руководствоваться правительство при разработке стратегических направлений своих действий, то 64% говорят, что необходимо обеспечить повышение доступности ЛС. На втором месте — оснащение медицинских учреждений. Сегодня население страны достаточно осведомлено о появлении в мире новых эффективных лекарств и технологий, которые ведут к удорожанию медицинской помощи, но при этом сопровождаются серьезным улучшением результатов лечения. И в первую очередь это касается лечения онкозаболеваний.
Общее количество молекул для производства онкопрепаратов, которые разрабатывают ученые разных стран – около 10 тысяч. Огромные финансовые вложения делают США, Япония, ЕЭС. Сегодня известен 3081 препарат онкологического направления. Кроме этого, активно развиваются биотехнологические препараты.
Что происходит у нас в стране по сравнению с другими странами? В России по онконозологиям доступно 10 молекул из 22 существующих в мире. В Германии тоже 10, в США – 17. В принципе, мы можем говорить о доступности лечения инновационными препаратами. Понятно, что онкология – это такой раздел, в котором развитие науки и технологий будет идти довольно быстро. Поэтому неизбежно будут расти и расходы на здравоохранение. Об увеличении этих расходов уже заявили практически все страны.
Надо в корне менять подход к системе добровольного медицинского страхования. Сегодня она целиком ориентирована только на маржинальную деятельность, получение прибыли страховыми компаниями. ДМС не включает онкологию, да и многие другие тяжелые заболевания выкидывает в государственный сектор, а ведь они могут возникнуть у любого. В основу всех решений правительства должны быть положены интересы пациента.
В основе должна быть новая схема – схема разделения рисков. То есть, первоначально должны выявляться потребности пациентов, для которых подбираются максимально подходящие препараты, потом — переговоры с производителями о закупке, о конкурсе, о цене. Они включаются в систему мониторинга, оценки медтехнологий. Таким образом, происходит разделение финансовых рисков. Это тот самый подход, который позволит оптимизировать расходы, совместить их с интересами пациента.
Речь идет о том, что та система ценового регулирования, которая есть сегодня в России, оказывается неэффективной ни в одном секторе здравоохранения, приводит к «вымыванию» с рынка дешевых препаратов. Это стало очевидным, когда ввели контроль за ЖНВЛП, и ввели процентное регулирование оптово-розничной надбавки. Эти меры сразу же привели к тому, что увеличилась цена на препараты, не входящие в ЖНВЛП, и тут же исчезли дешевые препараты. Мы об этом предупреждали. Но то, что в секторе онкопрепаратов происходит сегодня — увеличение цены на порядок со снижением объема, — говорит о том, что ситуация, которую мы выпустили на региональный уровень, никак не регулируется. Казалось бы, тендеры должны были снижать уровень цен. А они выросли минимум в 5-6 раз!
У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Когда скопом ко всем препаратам применяется одна методика, то неизбежно дешевые дженерики подтягиваются до уровня дорогих дженериков, до средней цены референтного возмещения. И таким образом вымываются рынки оригинальных препаратов. Нужна система разделения рисков, чтобы обеспечить приход инновационных препаратов. У нас нет ограничений и разделения. Мы пытаемся сейчас понятным языком донести до специалистов, какие риски могут быть и спрогнозировать их. Мы стараемся представить минимально плохие. Эти идеи внесены на обсуждение в систему «Открытое правительство» — систему механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Сейчас создается Экспертный совет путем краудсорсинга. Надеюсь, он поможет донести эти идеи до правительства. Я оптимистка, и верю в то, что нам удастся сделать вполне сбалансированную систему настраивания ценового регулирования.
Наталия Степунина
ria-ami