Главные открытия-2012

В начале нового года традиционно подводятся итоги предыдущего. Медицина – не исключение. Журнал New Scientist выделил наиболее значимые научные исследования, о результатах которых мы узнали в ушедшем году. 

1.    Рожденные нестерильными

Долгое время считалось, что процесс заселения кишечника симбиотической микрофлорой начинается лишь после рождения ребенка. Похоже, что это утверждение вскоре будет вычеркнуто из учебников. Испанские исследователи из Университета Комплутенсе выяснили, что на самом деле колонизация ЖКТ будущего малыша происходит еще в утробе матери. И именно эти первые поселенцы тренируют его иммунную систему, обучая лимфоциты отличать «плохие» бактерии от «хороших».

Но самое интересное, что качественный состав кишечного микробиома плода напрямую зависит от образа жизни и рациона питания беременной женщины. Если научиться управлять этим процессом, то открываются очень широкие горизонты по пренатальной профилактике целого ряда заболеваний.

2.    Стратегический запас

Одна из догм эмбриологии: женщина рождается с ограниченным запасом яйцеклеток, всего около 300 штук. После того, как все они будут израсходованы, наступит климакс. И никаких новых яйцеклеток в женском организме не появляется.
Находка ученых из Гарвардской медицинской школы произвела настоящий фурор. Сначала в яичниках мышей, а потом и у взрослых женщин были обнаружены оогонии, клетки-предшественники ооцитов. Современная наука позволяет точно подсчитать количество делений, через которые прошла клетка, для этого достаточно измерить длину теломер, концевых участков ДНК. И тут обнаружилось впечатляющее несовпадение, единственное объяснение которого – клетки в яичнике продолжают делиться в течение всего репродуктивного периода женщины.

Это открытие подтвердили несколько исследовательских групп. С природой феномена еще разбираться и разбираться, но сама возможность образования новых яйцеклеток определенно порадует как пациенток с онкологическими заболеваниями, проходящими радио- и химиотерапию, а также женщин, страдающих различными формами бесплодия.

3.    Встала и пошла

Полный или даже частичный разрыв спинного мозга всегда приводит к необратимому параличу. Однако нейрофизиологи из Швейцарской федеральной политехнической школы решили опровергнуть это представление. И у них это получилось. Правда, пока что только на крысах.

В течение 5 лет грызунам с перерезанным спинным мозгом вводили агонисты моноаминов, (которые замещали собой допамин, серотонин и адреналин – медиаторы, принимающие участие в координации движений нижней части туловища у здоровых особей), и стимулировали спинной нерв электрическими импульсами, вызывая движения задними лапами. Итогом такого лечения стало не просто частичное восстановление двигательной функции – крысы смогли преодолевать небольшие препятствия и даже подниматься по лестнице.

Отказ от восстановления поврежденных нервных путей в пользу поиска способов создавать новые произошел в данном направлении исследований примерно двадцать лет назад, но это первый ощутимый успех. Остается надеяться, что регенераторные способности человеческой ЦНС не сильно уступают крысиной.

4.    Все люди братья

Кровные узы могут быть более тесными, чем считалось раньше. Мать и ребенок обмениваются большим количеством клеточного материала, установили генетики из Университета Лейдена (Нидерланды). Началось всё со случайной находки: в пуповинной крови новорожденной обнаружили клетки с мужским кариотипом, совпадающим с кариотипом ее старшего брата.

Затем уже целенаправленно были отобраны 17 новорожденных девочек, у которых были старшие братья. В 11 случаях были найдены антитела к Y-хромосоме, означавшие, что в крови циркулировал мужской генетический материал, оставшийся в организме матери после предыдущей беременности.

Это не первое исследование так называемого микрохимеризма. В уходящем году канадские биохимики обнаружили, что в головном мозгу женщин, рожавших сыновей, встречается мужская ДНК.

Биологическая роль микрохимеризма пока что не очень ясна, но уже установлено, что у него есть как плюсы, так и минусы. К первым можно отнести меньшую вероятность развития болезни Альцгеймера, рака молочной железы и ревматоидного артрита. Ко вторым – больший риск возникновения рака ободочной кишки, неонатальной волчанки и ювенильного дерматомиозита.

5.    Таблетка для мужчин

Мужской оральный контрацептив наконец-то стал реальностью. Правда, он не гормональный, в отличие от женских препаратов. Требования к мужским контрацептивам гораздо более высокие, нежели к женским. Например, прием гормональных противозачаточных женщинами повышает риск образования тромбов в кровеносных сосудах. Однако риск такой же патологии при беременности оказывается в 10 раз выше, поэтому этим побочным эффектом можно пренебречь. У мужчин же рисков, связанных с беременностью, нет, поэтому нежелательных побочных действий у противозачаточных средств для них просто не должно быть. Иначе кто согласится рисковать, – тем более, что таблетки надо будет принимать постоянно в течение длительного времени.

Препарат JQ1 стал действительно сенсационным прорывом после десятилетий неудач. Он блокирует белок, критичный для нормального сперматогенеза. В результате количество сперматозоидов, вырабатываемое яичками, постепенно снижается до нуля. Нет сперматозоидов – нет зачатия. Зато все остальное – влечение, эрекция, эякуляция – на месте, потому что на синтез половых гормонов JQ1 не влияет. И, наконец, самое главное – эффект мужского контрацептива обратим, в экспериментах количество сперматозоидов восстанавливалось до 100% от исходного.

JQ1 – первый препарат, который выходит на полномасштабные клинические испытания на людях с очень хорошим потенциалом и мощным исследовательским базисом.

6.    Ну, MRSA, погоди!

Метициллин-устойчивый золотистый стафилококк (MRSA) – бич стационаров, король госпитальной инфекции. Как только не пытались с ним бороться – и новыми антибиотиками, и изощренными средствами антисептики – результат получался не впечатляющим.

Молекулярные биологи из Кембриджского университета подсказали выход из сложившейся ситуации. Если нельзя бороться с MRSA, то можно гасить его вспышки в зародыше, выявляя и изолируя носителей резистентного штамма. И помочь в этом может секвенирование генома стафилококка.

Известно, что MRSA предрасположен к мутациям. И это оказалось на руку медикам, ведь по определенным генетическим маркерам можно прослеживать путь штамма от носителя или нулевого пациента ко всем остальным.

Эффективность методики была продемонстрирована на практике. В одной из детских больниц, несмотря на соблюдение правил асептики и антисептики, MRSA был постоянным гостем. Секвенирование генома показало, что в подавляющем большинстве случаев (78%) возбудителем был определенный штамм стафилококка. После того, как у всех 154 сотрудников больницы взяли мазки из носа и глотки, выяснилось, что носителем штамма был один из медиков. Доктора перевели в поликлинику, после чего количество осложнений в стационаре сократилось в десятки раз. Похоже, что инфекционисты и эпидемиологи наконец-то получили мощный и надежный инструмент для борьбы с MRSA.

7.    Не смертельное бешенство

Человек, заболевший бешенством, обречен. Даже современная медицина не в состоянии справиться с этой инфекцией, если дело дошло до развернутой клинической картины. Но природа болезни пока изучена плохо, так что ситуация еще может радикально измениться. Это лишний раз подтвердила группа вирусологов американского Центра по контролю и предотвращению заболеваний.

Экспедиция в перуанскую часть амазонских джунглей была целенаправленной: из этого района поступало множество сведений о контактах с возможными переносчиками инфекции, летучими мышами-вампирами. А также о случаях гибели животных и людей. Деревни расположены далеко от цивилизации, до ближайшей больницы два дня пути, так что на быструю помощь врачей местным жителям рассчитывать не приходилось.

В крови у 7 крестьян были обнаружены антитела к вирусу бешенства. Это можно было бы объяснить экстренной вакцинацией, которую проходят укушенные подозрительными животными, но эти люди точно не обращались в больницу. Значит, объяснение только одно: они переболели бешенством и выздоровели. Сенсационность ситуации заключается  в том, что до этого момента в медицине были описаны только 4 случая излечения пациентов от смертельно опасной инфекции с помощью погружения их в искусственную кому (протокол Милуоки).

Но самое интересное, что те 4 спасенных врачами человека также пострадали от нападения летучих мышей. И вкупе с данными из амазонских джунглей это может означать, что в вампирах живет другой, менее опасный для человека вирус. Если его досконально изучить, можно создать профилактическую вакцину от бешенства. Так было с натуральной оспой или полиомиелитом – основой для разработки иммунопрепарата служили ослабленные, но «натуральные» варианты вирусов.

Алексей Водовозов


Скандал года

Журналы New Scientist, Science и Nature единогласно назвали главным скандалом 2012 года запрет на публикацию результатов исследований вируса птичьего гриппа (H5N1). Консультативная группа правительства США по вопросам биобезопасности решила, что мутации, вызванные у вируса двумя группами ученых, могут быть использованы биотеррористами. Дело в том, что исследователи из США и Нидерландов в лабораторных условиях «научили» H5N1 свободно передаваться от человека к человеку. Учитывая чрезвычайно высокую его летальность (около 60%), это могло сделать модифицированный вирус сильнейшим биологическим оружием. Под давлением научной общественности мораторий на публикацию был снят лишь через несколько месяцев. Но власти США, впечатленные данным случаем, объявили о намерении пересмотреть критерии секретности научных проектов.

Источник:  журнал «Российские аптеки» №1-2 (2012)


remedium