9 октября 2013 года на круглом столе «повышение эффективности инвестиций в здравоохранение» в рамках III Социального форума России «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания» Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций О.И. Астафуров выступил с предложением осуществить «лекарственный маневр».
Во время работы форума состоялось 10 круглых столов по наиболее важным общественным проблемам, формирующим современную социальную сферу. Одно из заседаний было посвящено повышению эффективности инвестиций в здравоохранение. Модератором круглого стола выступила Директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Попович Л.Д. В обсуждении участвовали представители Министерства здравоохранения РФ, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, представители ассоциаций (союзов) участников фармацевтической отрасли, ведущие специалисты отрасли, в том числе фармацевтической промышленности. Участники дискуссии единодушно признали, что здравоохранение в России, к сожалению, продолжает рассматриваться властью как отрасль, «пожирающая» общественные ресурсы, что глубоко ошибочно.
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций О.И. Астафуров выступил с программными предложениями, которые по мнению членов Союза и большинства участников фармрынка, позволят быстро и существенно изменить ситуацию в лучшую сторону в наиболее «затратном» секторе здравоохранения – в сфере закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Были предложены конкретные 6 шагов, которые превратят расходы на закупку лекарственных препаратов в эффективные инвестиции сбережения здоровья россиян.
По мнению О.И. Астафурова, необходимо:
1.утвердить обязательное общественное обсуждение для всех централизованных закупок лекарственных препаратов, общая стоимость которых превышает 100 000 рублей с целью повышения прозрачности и подотчетности заказчика перед обществом;
2. изменить способ определения поставщика лекарственных препаратов, а именно — перейти на электронные аукционы с предквалификацией. При этом в качестве основных критериев предквалификации должны выступать: наличие у производителя лекарства государственного сертификата GMP, а также наличие объективных данных, подтверждающих его надежность и финансовую состоятельность, а именно: наличие производственной инфраструктуры соответствующей мощности, гарантия неизменности цены, объема и сроков поставки в течение всего срока исполнения контракта;
3. допускать до торгов только лекарственные препараты, произведенные в соответствии с действующими требованиям GMP;
4. обязать участников торгов в аукционной документации (в первой части заявки) указывать торговое наименование и производителя планируемого к поставке лекарственного препарата;
5. централизованные закупки лекарственных препаратов должны осуществляться исключительно напрямую у производителя (либо у его законного представителя). Дистрибьюторы должны выполнять при этом исключительно логистическую функцию.
6. усилить ответственность заказчика за контролем качества закупаемых лекарственных препаратов. Ввести административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность заказчика за умышленное нанесение вреда здоровью пациентов путем закупки недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарств, а также за проявленную халатность и бездействие.
Кроме того, О.И. Астафуров сообщил, что Союз профессиональных фармацевтических организаций подготовил детализированные предложения по совершенствованию закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд.
Указанные предложения учтены в итоговой Резолюции круглого стола его модератором – Попович Л.Д.
По материалам пресс-релиза