Специалист по котлам и трубам подал любопытную идею кардиохирургам. В результате выжил сам и помог другим.
Тэл Голсуорси — инженер, он привык разбирать вещи, чтобы найти поломку, а потом собирать их снова и заставлять работать. Но на протяжении тридцати с лишним лет ему пришлось жить с поломкой в собственном сердце, которую оказалось не так-то легко устранить. Тем не менее однажды его посетила счастливая мысль, и при помощи кое-каких технологий, позаимствованных у авиационной промышленности, он изготовил «замечательно простое» устройство и убедил хирургов имплантировать его.
Прошло девять лет, и 57-летний англичанин из Глостершира не только выжил, но и помог таким же образом четырём десяткам человек с тем же заболеванием. Теперь он предлагает хирургам всея Европы испытать его волшебное устройство.
Г-н Голсуорси страдает синдромом Марфана — патологией соединительной ткани. Последняя образует опорный каркас, благодаря которому органы держат форму и остаются на своём месте. У людей с тяжёлыми формами дисплазии начинаются проблемы с глазами, суставами и особенно с сердцем.
Каждый раз, когда сердце перегоняет очередную порцию крови, аорта (основной сосуд, идущий от сердца) растягивается, дабы адаптироваться к кровотоку. У большинства людей она после этого возвращается в нормальное состояние, а у пациентов с синдромом Марфана этого не происходит, и со временем аорта увеличивается.
С ранних лет г-н Голсуорси знал, что в один не очень прекрасный момент аорта растянется настолько, что лопнет. В 2000 году после рутинного обследования ему сказали, что пришла пора подумать об операции. Но инженеру совсем не понравилось то, что ему предложили. Традиционная процедура сложна и занимает много времени: растянувшийся сегмент аорты заменяется искусственным трансплантатом. Иногда внутрь сердца помещаются металлические клапаны взамен вырезанных.
В этом случае г-ну Голсуорси пришлось бы до конца жизни принимать препараты для разжижения крови и максимально плавного кровотока и мириться с тем, что даже маленькая рана может привести к обильному кровотечению. Но инженер обожал лыжи и не собирался отказываться от активного образа жизни.
Он принялся размышлять, можно ли обойтись без удаления части сердца, и мысль его была простой и прямой. Если протекает садовый шланг, нужно раздобыть немного изоленты и обернуть ею шланг с внешней стороны. Каким-то чудом г-н Голсуорси убедил двух лондонских хирургов подумать вместе с ним. Вот их имена: Том Трежер из больницы им. Гая (сейчас работает в Университетском колледже Лондона) и Джон Пеппер из Королевской бромптонской больницы.
Со временем исследовательская группа выросла, и через три года появился хомут особой конструкции, который тесно прилегал к увеличенному сосуду, поддерживая его и предотвращая дальнейший рост. Изготавливался он из материала, который уже много лет используется в нитках для сшивания раны. Казалось очевидным, что наложить такую заплатку на аорту намного проще и быстрее, чем лезть внутрь сосуда. К тому же отпадает нужда в препаратах против сгущения крови.
С тех пор как в голову г-на Голсуорси пришла счастливая мысль, миновало четыре года. Всё было готово к эксперименту, и инженер согласился сыграть роль подопытного кролика. Несмотря на несколько успешных репетиций, пациенту было очень страшно. «Я неоднократно руководил проектами, но этот, конечно же, кардинальными образом отличался от них, — вспоминает изобретатель. — Я — и никто другой — мог оказаться в итоге на том свете».
Двухчасовую операцию провели в Королевской бромптонской больнице. За девять лет, прошедших с тех пор, аорта г-на Голсуорси так и не увеличилась в размерах. «Мне легко дышать, сплю спокойно и отдыхаю так, как привык отдыхать всю жизнь», — хвастается бывший пациент.
Поначалу инженер думал только о себе, но с тех пор аналогичную процедуру прошли более сорока человек в Лондоне и Оксфорде, а также в Бельгии. Большинство чувствует себя прекрасно, однако был всё же один пациент, который скончался от осложнений, так что риск есть.
Грэм Купер из Шеффилдской клинической больницы так комментирует притязания коллег: «Г-н Голсуорси — великолепный инженер, и новый метод действительно может обладать рядом преимуществ перед традиционной процедурой. Но эта операция проводится уже более двадцати лет, она прекрасно зарекомендовала себя как вполне безопасная, и мы твёрдо знаем, что она продлевает жизнь. Уйдёт немало времени на получение необходимой статистики, которая позволит сравнить два подхода».
Г-н Голсуорси только рад предложению начать полномасштабные клинические испытания, о чём уведомил всех хирургов Европы на страницах издания European Heart Journal.
Подготовлено по материалам Би-би-си.