Правительство не экономит на лекарствах

Газета «Коммерсантъ»

№ 91(3908) от 29.05.2008.

Бюджетная комиссия правительства вчера утвердила беспрецедентный рост финансирования системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Ее региональная часть, так называемая подпрограмма ОНЛС, вырастет на 37% — до 33 млрд руб. Средства выделены несмотря на отсутствие явного дефицита денег в системе. Эксперты отмечают, что система с ростом финансирования переориентируется с сугубо медицинских на социальные функции, в рамках ДЛО снижается распространение дистрибуторами современных лекарственных средств.

Для реализации программы лекарственного обеспечения федеральных льготников будет направлено 10 млрд руб. «Эти средства в соответствии с ранее принятыми решениями будут направлены в регионы РФ»,— заявил вчера премьер-министр Владимир Путин, комментируя решение. Министр финансов Алексей Кудрин позже объяснил, что финансы поступят регионам в виде субвенций на обеспечение лекарственными средствами. На заседании бюджетной комиссии правительства вчера было решено рассмотреть соответствующие поправки в бюджет-2008 на заседании президиума правительства в ближайший понедельник, чтобы оперативно внести их в Госдуму, сообщил Алексей Кудрин.

Напомним, что с 1 января 2008 года заработала новая схема программы ДЛО. Финансирование льготного обеспечения лекарствами было разделено на две подпрограммы — обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), на которое на 2008 год выделено 27 млрд руб., и закупка дорогостоящих препаратов для лечения семи особо тяжелых заболеваний, выделенных в отдельную группу (объем финансирования на 2008 год — 33 млрд руб.). Централизованно на федеральном уровне осуществляются только закупки дорогостоящих лекарств, право закупок по ОНЛС передано самим регионам из расчета 423 руб. на одного льготника в месяц.

Происходящее можно назвать более чем значительным вливанием в систему ДЛО — ее бюджет на 2008 год вырастает более чем на треть (на 37%). По данным Минздравсоцразвития, на 19 мая 2008 года средняя стоимость рецепта в рамках системы ДЛО в месяц составила 438,9 руб.— чуть выше нормы. Теперь норма увеличивается примерно до 600 руб. в месяц. При прежней норме в рамках ДЛО уже выписано 22 726 рецептов, из них обслужено 21 562 (уровень обслуживания рецептов — 99,2%, доля предъявленных рецептов — 95,7%). В системе ДЛО во второй половине года создается серьезный запас.

Регионы с начала года требуют у Минздравсоцразвития увеличения норматива подушевого финансирования ДЛО как минимум вдвое. Как пояснил советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Максим Лакомкин, министерство уже повторно разослало в территориальные органы управления здравоохранения письмо, в котором рекомендовало регионам обосновать необходимость увеличение затрат. «Проводятся сбор информации из регионов о необходимости увеличения финансирования и анализ того, насколько обоснованы их требования и реально ли соответствуют заявки потребностям регионов»,— заявил Максим Лакомкин. Впрочем, по его словам, проблемы с реализацией программы не столько в финансировании, сколько в логистике и управлении запасами лекарств в субъектах.

Генеральный директор ОАО «Нижфарм» Дмитрий Ефимов говорит о «косвенных подтверждениях нехватки средств». По его данным, некоторые субъекты федерации уже потратили за четыре месяца 45% выделенных средств на год. «В Нижегородской области на человека уже требуется больше 600 руб.»,— отмечает господин Ефимов. Впрочем, он уточняет, что увеличение финансируемой государством программы — «плановая акция», а не действия «в пожарном порядке». «Возможно увеличение и за счет некоего резервного фонда»,— предполагает он.

Аналитики видят в росте финансирования системы ДЛО не только плюсы. Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов отмечает, что проблема финансирования ДЛО, несмотря на ожидаемую стабилизацию, «все еще очень серьезна». «Регионы экономят бюджет, что сказывается на качестве услуг — инновационные препараты заменяют дженериками, что негативно сказывается на лечении. Изначально система ДЛО построена неправильно. Она планировалась как своего рода ОСАГО — здоровый платит за больного. Но при реализации программы страховой принцип нарушен: из страховой программы ДЛО стало дотационной, поэтому требует постоянных финансовых вливаний государства»,— отмечает эксперт. «Увеличивать расходы можно бесконечно. Вопрос в том, насколько богато государство и насколько социально ориентировано руководство. Другой вопрос — насколько эффективно будут использованы средства. Ведь главная проблема сейчас с составлением заявок: отсутствует методология определения потребностей регионов в средствах по ДЛО»,— отмечает аналитик агентства RMBC Екатерина Кордубан.

Исполнительный директор холдинга «Валента» (ранее «Отечественные лекарства») Александр Итин считает причиной происходящего то, что «дистрибуторы стремятся выполнить социальные функции». Сложившуюся ситуацию господин Итин прокомментировал следующим образом: «ДЛО свелось от обеспечения эффективными современными лекарствами к обеспечению самими дешевыми продуктами. Наши отгрузки финантропила упали на 85%, мы сосредоточились на коммерческом рынке и на нормальном доведении информации об этом продукте и продаже через дистрибуторов непосредственно пациенту. Государство должно решить, чего оно хочет. Если мы не перейдем к общемировой практике возмещения и софинансирования лекарств, выписанных по рецепту врача, к общемировой практике лекарственного страхования, то тогда любые финансовые инъекции в отрасль не приведут к коренному изменению системы здравоохранения. Пока же это все неожиданно. Почему 10 млрд руб., а не сто, например?»

Дарья Ъ-Николаева