Концепция, объединяющая интересы

На заседании РАФМ 16 мая 2008 г. был презентован проект «Концепция развития лекарственного обеспечения системы здравоохранения». Проект затронул социальные, экономические и политические вопросы, что вызвало в зале острую дискуссию.

О важности мероприятия можно было судить по составу его участников, среди которых заместители руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова и Андрей Младенцев, независимый эксперт Михаил Гетьман, исполнительный директор СПФО Геннадий Ширшов и другие ключевые персоны фармотрасли.


Концепцию лекарственного обеспечения на глобальном уровне — обсуждали в дружественной обстановке. «В стране сегодня разрабатывается масса концепций, каждой из которых придается огромное значение. Но все эти концепции никак не связаны между собой. Мы взяли на себя сложную задачу — постарались увязать все разработанные программы в единое целое. В частности, мы понимаем, что процессы лекарственного обеспечения напрямую связаны с целями здравоохранения», — открыл заседание эксперт проекта, председатель редакционного совета газеты «Фармацевтический вестник» Юрий Крестинский. Его поддержал исполнительный директор СПФО Геннадий Ширшов, который пришел на заседание из Минпромэнерго России. «Чиновники жалуются на то, что перед ними мелькает огромное количество концепций, программ и проектов, от которых голова идет кругом», — передал привет из министерства всем присутствующим г-н Ширшов. Зам. руководителя Росздравнадзора Андрей Младенцев согласно кивнул.

Презентацию начал «идейный вдохновитель и энтузиаст», руководитель проекта, президент Группы компаний «Инвар» Ральф Вайнтруб: «Это не первый наш подобный опыт работы. В 2004 г. мы подготовили проект концепции стратегии развития фармотрасли, который не был принят официально, однако, как нам известно, был использован многими высокопоставленными чиновниками. К разработке концепции лекарственного обеспечения мы подошли с учетом всех предыдущих ошибок и положительного опыта». В презентации было особо подчеркнуто, что представленная концепция — открытый проект. «Мы приглашаем принять участие в дальнейшей работе представителей общественных профессиональных объединений, экспертов, топ-менеджеров ведущих российских и западных компаний. И, конечно, топ-менеджеров государственных органов управления, ведь документ делается в интересах потребителей, а значит, государства. Именно интересы государства были поставлены во главу угла», — продолжил Ральф Вайнтруб. По мнению разработчиков проекта, доработанная концепция, принятая на государственном уровне, позволит выстроить взаимодействие с органами госуправления профессиональных фармацевтических объединений в целях эффективного управления развитием отрасли. В основу работы положен системный подход. Постановка целей развития лекарственного обеспечения исходит из задач здравоохранения в контексте предложенных руководством страны планов социально-экономического развития России. Именно такой подход, по словам г-на Вайнтруба, позволяет объединить интересы и позиции разных ведомств, готовящих свои предложения правительству, российских и западных компаний на основе интересов потребителей и государства. «Хочу подчеркнуть особо, что при постановке целей нужно думать о том, какие у нас есть методы, средства и другие ресурсы. Если их не хватает, то цели нужно снижать, иначе мы построим коммунизм», — продолжил свое выступление г-н Вайнтруб.

Особый акцент был сделан выступающим на том, что не может быть одинаковых задач для разных регионов: «Россия — огромная страна, и достижение поставленных целей возможно, только если поставить индивидуальные задачи для разных регионов».

Еще одна идея состоит в следующем: формировать списки лекарственных средств по МНН таким образом, чтобы они выполняли целевые показатели развития лекарственного обеспечения, т. е. представляли основу для формирования государственных и региональных программ финансирования и программ ДМС исходя из стандартов лечения, видов заболевания и т. д. «Списки лекарств по МНН должны отражать перечень препаратов, необходимых и достаточных для ведения лечебного процесса в соответствии с современными стандартами лечения. А выбор того или иного препарата для оплаты в рамках программы софинансирования должен происходить непосредственно в процессе лечения конкретного пациента, исходя из условий используемой программы», — продолжил выступление разработчик концепции Владимир Видро. Таким образом, создатели концепции предлагают сформировать механизм избирательного финансирования, который даст равные условия для всех препаратов. Это поможет исключить коррупцию, т. к. решение о выборе препаратов будет принимать непосредственно лечащий врач. Такой механизм позволит влиять на ценообразование, ведь на рынок будут поступать самые эффективные и в то же время доступные препараты. Для оригинальных препаратов условием включения в программы финансирования должно быть установление референтной цены. При этом на рынке должны быть только эффективные и безопасные лекарства. В этом связь между концепцией лекарственного обеспечения и регуляторной политикой. Фармпромы-шленность должна будет вписаться в рынок. «Развитие такой системы позволит сформировать эффективную, безопасную и оптимальную по затратам структуру потребления лекарственных средств», — отметил г-н Видро.

Уникальность концепции в том, что в ней системно сформулирована цель здравоохранения — устойчивый рост и сокращение разрыва между ожидаемой продолжительностью жизни (ОПЖ) и ожидаемой продолжительностью здоровой жизни (ОПЗЖ). Напомним, что сегодня традиционно используют лишь понятие «рост продолжительности жизни» (ПЖ). Новая формулировка важна по двум причинам. «Во-первых, чтобы увеличить ОПЖ или ПЖ в каком-то году, нужно людей лечить по-разному, заниматься разными группами заболеваний, вкладывать разные средства, расставлять акценты с точки зрения внимания к тем заболеваниям, которые ее определяют. Во-вторых, нужно сократить разрыв между ОПЖ и ОПЗЖ. От этого зависит вся структура лекарственного обеспечения», — пояснил важность формулировки цели здравоохранения Владимир Видро.

«Неизбежно нужно признать, что даже если ОПЗЖ должна стать одинаковой к 2020 г., то разные регионы должны пройти разные пути. У нас разные начальные условия в регионах и в разных социальных группах. Следовательно, структура лекарственного обеспечения и ее динамика должны быть существенно дифференцированы по регионам и группам населения», — отмечает разработчик проекта. Кроме того, по словам Владимира Видро, необходимо предусмотреть, как можно менять цели, оперативно реагировать на происходящее. «Нужна рациональная система подготовки эффективных решений в рамках стратегического форума с участием независимых экспертов», — охарактеризовал методы управления системой лекарственного обеспечения Владимир Видро.

Для эффективного функционирования системы необходим мониторинг заболеваемости и потребления лекарств по регионам и группам населения. Мониторинг показателей позволит рассчитать ОПЗЖ в региональном и групповом разрезе. По словам выступающего, данные должны быть использованы, а не оседать в статистических органах. Г-н Видро обратился за поддержкой к залу — к специалистам в области фарма-коэкономики, которые обещали помочь с расчетами.

По завершении его выступления последовали вопросы. В частности, участников заседания интересовало, предусматривают ли списки лекарственных средств преференции отечественным производителям. «Мне тоже с патриотической точки зрения хочется, чтобы закупались отечественные лекарства. Но это уже промышленная политика. Говорить о квотах российским производителям, с моей точки зрения, незаконно. Сегодня наш производитель может быть поддержан двумя способами: дотацией покупки технологического оборудования и нулевой арендной ставкой на землю. Так делается во всем мире, — ответил на больной вопрос Юрий Крестинский. — Можно придумывать много красивых решений, однако без принятия решения на самом высоком уровне все старания бесполезны».

Кроме того, эксперт проекта предложил собравшимся посмотреть на систему здравоохранения не с дотационной позиции, а с инвестиционной. «Когда мы финансируем повышение уровня здоровой жизни через повышение уровня здравоохранения в целом и лекарственного обеспечения в частности, мы вкладываем деньги в трудовой капитал. Дополнительные трудодни — это дополнительные доходы государства», — рассказал о двух потоках финансирования системы здравоохранения г-н Крестинский. По его словам, когда речь заходит об ОПЖ, нужно понимать, что задача носит не только экономический характер, но и характер моральных обязательств. «Мы можем поднять продолжительность жизни до очень высокого уровня, но это будут не здоровые люди, это будет финансирование поддерживающей терапии многих людей, которые ничего не принесут национальной экономике. Это звучит цинично, но в этом и заключается социально-нравственная обязанность государства перед своими гражданами», — отметил г-н Крестинский.

На «круглом столе» также были озвучены причины смертности в России по данным многочисленных исследований — алкоголизм, курение, плохое экономическое развитие некоторых регионов. Юрий Крестинский прокомментировал это так: «Сегодня агрегированные доходы государства от акцизов на табак и алкоголь примерно сопоставимы с общими расходами государства на цели здравоохранения. Мы говорим о том, что нетто инвестиций и дотаций государства в здравоохранение как таковое отсутствует. Государство цинично зарабатывает деньги на товарных рынках, существование которых является основной причиной смертности нации».

Вернувшись к разговору о необходимости разработки концепции, г-н Вайнтруб был категоричен: «Концепцию нужно сделать так, как должно. Без всяких компромиссов. Мы надеемся на поддержку фармотрасли». Г-н Ширшов в качестве представителя фармотрасли предложил поменять отношение внутри самого фармсообщества, т. к. именно оно является платформой для реализации концепции. «Мы все время говорим о защите отечественного производителя. Тема эта политизирована. Нужно защищать не производителя, а пациента. Места хватит всем. Мы все в какой-то степени пациенты. И хотелось бы иметь доступ к любым лекарствам», — пояснил он.

В завершение «круглого стола» слово взял Андрей Младенцев, задавший «простой» вопрос: «Я не сомневаюсь, что интеллектуального ресурса фармрынка хватит, чтобы эту стратегию доработать. А как вы собираетесь ее реализовывать, к кому придете за советом?» «К вам и придем, — нашелся г-н Вайнтруб. — Только совместными усилиями фармсообщества и государства возможно наладить эффективное функционирование системы лекарственного обеспечения».


Ключевые идеи концепции Целенаправленное развитие структуры и объема лекарственного обеспечения должно определяться целями здравоохранения. Производство, регуляторная политика, отраслевая инфраструктура дистрибуции и аптечного звена, программы финансирования должны развиваться исходя из планируемой структуры и объема потребления лекарственных средств.

Неравномерность распределения структуры и объема потребления лекарственных средств должна быть оптимизирована исходя из региональной дифференциации состояния здоровья и экономического потенциала. Программы избирательного финансирования/софинансирования должны стимулировать спрос на лекарственные средства в соответствии с оптимизированной структурой потребления. Перечни лекарственных средств должны составляться по МНН в соответствии со стандартами лечения как основа для программ финансирования всех уровней, а выбор конкретного лекарства должен осуществляться непосредственно в процессе лечения каждого пациента.

Управление развитием должно строиться на основе рациональных процедур принятия решений с участием общественных профессиональных организаций.


Гала Свечкопалова, Фармацевтический вестник, 27/.05.2008.