Показатель доли лекарственных препаратов, произведенных на территории России, является одним из стратегических. Его целевые параметры прописаны в «Стратегии Фарма-2020».
До текущего момента деление на импортные и отечественные препараты осуществлялось по месту расположения головного офиса производителя. Но за последние 5 лет иностранные компании провели большую работу, которая изменила ситуацию на рынке. Производители выбирали одну из возможных стратегий, которая позволила развить «локализацию»: строительство собственных производственных мощностей в России, заключение соглашений о локализации препаратов от упаковки до полного цикла с отечественными компаниями, а также приобретение российских заводов для переноса производства лекарственных средств.
По итогам 2018 г. доля «локализованных» препаратов составила 19,6% в стоимостном выражении и 5,6% в упаковках. Аналитики DSM Group отмечают, что в большей мере локализуются лекарственные средства, которые участвуют в государственных закупках. Поэтому в государственном сегменте доля таких препаратов выше, и составляет 34%, хотя в упаковках на них приходится только 4,7%.
Влияние «локализации» на аптечном рынке меньше: только 13% в стоимостном выражении импортных препаратов производится на территории России (в упаковках 5,8%).
Таким образом, в 2018 г. доля препаратов, произведенных в России, составила 49,7% в руб. и 66,9% в упаковках.
2018 год | ||
Рынок в целом | Доля, руб., % | Доля, упак., % |
Импортные | 50,3 | 33,1 |
Локализованные | 19,6 | 5,6 |
Отечественные | 30,1 | 61,4 |
Розница | Доля, руб., % | Доля, упак., % |
Импортные | 58,9 | 35,9 |
Локализованные | 12,9 | 5,8 |
Отечественные | 28,2 | 58,3 |
Госсегмент | Доля, руб., % | Доля, упак., % |
Импортные | 31,3 | 19,5 |
Локализованные | 34,3 | 4,7 |
Отечественные | 34,4 | 75,8 |
Источник: DSM Group