Российская газета (Москва), N118, 3.6.2008.
Передав контрольные функции крайздраву, Росздравнадзор по-прежнему будет следить за качеством медицинских услуг в регионе.
На прошлой неделе в крае завершила работу комиссия Росздравнадзора, которая проверила, как в регионе организован контроль за качеством медицинской помощи и все ли лечебные учреждения получили лицензии.
О том, к каким выводам пришла комиссия и кому теперь жаловаться на качество медицинских услуг, корреспонденту «РГ» рассказал руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) по Алтайскому краю Владимир Трешутин. Российская газета Владимир Аполлинариевич, с чем связан приезд комиссии федеральной службы Росздравнадзора на Алтай и что именно проверяли ревизоры? Владимир Трешутин Проверка Росздравнадзора была плановой. Главное, что хотела проверить комиссия, — передали ли мы часть своих полномочий субъекту Федерации и как регион с ними справляется. Поясню: с 1 января 2008 года функция государственного контроля за качеством оказания медицинской помощи, а также лицензирование муниципальной и частной системы здравоохранения, муниципальных и частных аптек переданы от Росздравнадзора главному управлению здравоохранения и фармацевтической деятельности Алтайского края. Здесь особых претензий ни к нам, ни к крайздраву не было. Мы за 2006-2007 годы лицензировали деятельность практически всей первичной сети лечебных учреждений края. А это одна из самых крупных сетей среди регионов страны — свыше 1000 учреждений. Только в прошлом году мы выдали лицензии 40 участковым больницам, 97 сельским врачебным амбулаториям и 863 фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП). Сегодня остались не лицензированными 19 ФАПов, противотуберкулезный диспансер в Рубцовске, бюро судебно-медицинской экспертизы Бийска и краевой противотуберкулезный диспансер, который переезжает в другое здание. Теперь лицензированием муниципальных и частных медучреждений занимается краевое управление по здравоохранению, а мы проверяем их в надзорном порядке и выдаем лицензии краевым медучреждениям. РГ Что еще проверяла комиссия? Трешутин Комиссия проверяла не само качество медпомощи, а то, как организован контроль за ним. Теперь это тоже полномочия субъекта Федерации. Ведь согласно общероссийским социологическим опросам, от 30 до 60 процентов жалоб в медицине связаны именно с качеством предоставляемых услуг. Думаю, что в крае этот процент не меньше. Проверяющие посетили 12 лечебных учреждений и пришли к выводу, что система контроля качества в регионе налажена, но недостаточен уровень подготовки заместителей главных врачей больниц в вопросах экспертизы качества. Сейчас мы совместно с крайздравом пытаемся организовать постоянно действующую переподготовку врачей, отвечающих за контроль качества медуслуг. РГ Получается, что серьезных нарушений в деятельности больниц края комиссия не обнаружила? Трешутин Комиссия, возможно, обнаружила бы больше нарушений, но мы только что завершили собственную проверку, которая касалась оказания платных медицинских услуг. В январе-апреле территориальный орган Росздравнадзора просмотрел 38 лечебных учреждений, а также главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края, комитеты по делам здравоохранения Барнаула и Бийска. По результатам проверки мы передали в суд четыре протокола на главных врачей больниц и направили 15 предписаний об устранении нарушений, в том числе и крайздраву, комитетам Барнаула и Бийска. Серьезное нарушение было выявлено в системе здравоохранения Барнаула. Постановление правительства РФ 27 обязывает медучреждения заключать договоры с пациентами на оказание платных услуг, а в Барнауле решением городской Думы была дана иная трактовка этого постановления, которая предусматривала заключение договора только в случаях дорогостоящих операций и лечения. Четыре главврача были наказаны в административном порядке, а нарушители, получившие предписания, уведомили нас, что в ближайшее время все исправят. Комиссия Росздравнадзора опиралась на результаты нашей проверки и поэтому серьезных замечаний не высказала.
РГ Вы лицензировали огромное число ФАПов. Насколько, по вашему мнению, доступна качественная медпомощь для жителей села? Трешутин Чтобы узнать ответ, надо систематически проводить социологические опросы. Поскольку их проведение предусмотрено в функциях контроля качества, то мы будем требовать этого от главного управления по здравоохранению. По моему мнению, нацпроект «Здоровье» колоссально продвинул медицину на местах. 12 лет назад, когда я был заместителем начальника краевого комитета по здравоохранению, мы о таком и не мечтали: в село пришли передвижные флюорографы, эндоскопическая техника, маммографы. Правда, как показывают проверки, они не всегда эффективно используются. Но в целом первичное звено укрепилось. Мне кажется, люди должны были это почувствовать. РГ Сохранилась ли сеть первичных лечебных учреждений в крае? Трешутин Надо отдать должное руководству региона — первичная сеть сохраняется и поддерживается. Но есть проблема эффективности использования медицинских коек. Более 1000 из них выполняют медико-социальную функцию, и их занимают люди с психическими расстройствами, инвалиды. На эти места уже возникла очередь, что свидетельствует о снижении доступности социальной помощи. Говоря об эффективности использования медицинской койки, надо четко понимать: если человек нуждается в медицинской помощи, то он лежит в больнице, если же только в уходе — им занимаются органы соцзащиты. В социальных учреждениях должны быть созданы условия для постоянного проживания людей, а в медицинских таких условий нет. Да и расходы на содержание медицинской койки очень велики. Кстати, комиссия Росздравнадзора посетила около десятка социальных учреждений — детские дома, дома-интернаты и в целом осталась удовлетворена их деятельностью. Однако сделала замечание, что в крае до сих пор не введены медико-социальные стандарты обслуживания в таких учреждениях. Это соответствующие требования к одежде, оборудованию, постельному белью, питанию, отделке помещений. Причина только одна — нехватка средств. В Алтайском крае сегодня дефицит территориальной программы обязательного медицинского страхования составляет 32,9 процента — один из самых высоких показателей среди регионов РФ. Но члены комиссии отметили, что даже с таким большим дефицитом программы ОМС здравоохранение края и социальная сфера находятся в достаточно приличном состоянии. РГ После передачи контрольных функций субъекту Федерации кто будет работать с жалобами пациентов? Трешутин Раньше, когда не было Росздравнадзора (до 2004 года. — Прим. ред.), все жалобы разбирались внутри структуры минздрава. И зачастую жалоба поступалаЕ к тому же главврачу, на чью больницу жаловались. Потом государственные контрольные функции были у Росздравнадзора, а теперь они переданы краевому управлению по здравоохранению, но только в части муниципальной и частной системы здравоохранения. Мы по-прежнему контролируем краевые учреждения и в надзорном порядке проверяем работу с жалобами на муниципальном уровне. Поэтому системы «отфутболивания» не будет. Я сам всегда выезжал на все «тяжелые» жалобы, связанные со смертью роженицы или ребенка, проводил расследование и при необходимости передавал материалы в прокуратуру. И намерен эту практику продолжать. Недавно мы проверяли жалобу одной из пациенток на косметические услуги и выяснили, что медицинское учреждение не имело право оказывать такие услуги, поскольку у него нет соответствующей лицензии. По этому факту материалы переданы в правоохранительные органы. Беседу вела Евдокия Крюкова.