Проект доклада Министра Татьяны Голиковой на «Правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации

За последние годы мы накопили обширный опыт достаточно эффективной реализации проектов, который позволил решать наиболее острые и неотложные проблемы российского здравоохранения и социального развития. Эти проекты были связанны с модернизацией пенсионного законодательства, переходом на новые системы оплаты труда, антикризисным регулированием рынка труда, обращением лекарственных средств, совершенствованием медицинской помощи по острым направлениям: охране материнства и детства, высокотехнологичной медицинской помощи, помощи при сердечнососудистых и онкологических заболеваниях, при травмах в ДТП, развитие профилактического направления.  Новое организационное и содержательное понимание, полученное в ходе их реализации, мы можем использовать для более широких и долгосрочных программ. Первой в их числе станет масштабная программа совершенствования системы российского здравоохранения.

Ключевым документом для формирования планов и программ Министерства продолжает оставаться Концепция демографической политики России до 2025 года, поскольку демографические показатели являются важнейшими показателями при оценке качества жизни людей.

На первом этапе реализации демографической концепции (2007-2010) нам удалось, как вы знаете, преодолеть негативные демографические тренды, переломить тенденцию снижения рождаемости, выйти на устойчивый рост продолжительности жизни, резко снизить темпы убыли населения.

Второй этап, это 2011-2015 годы, будет ориентирован на закрепление этих тенденций: стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн. человек, преодоление рубежа 70 лет в ожидаемой продолжительности жизни. Достичь этих целей будет непросто, но возможно при планируемых темпах модернизации и финансирования здравоохранения. Если мы выйдем на эти показатели, это станет индикатором значительного улучшения качества жизни наших граждан. Однако поставленные показатели, еще далеки от передовых. В то время как мы ставим себе цели достижения к 2016 году ожидаемой продолжительности жизни россиян – в 70,8 лет, по странам ОЭСР этот показатель уже в 2008 году составлял 79,1 год.

Поэтому, несмотря на успехи в развитии здравоохранения и социально-трудовой сфере, скорее сегодня нужно говорить не о победах, а о занятых позитивных рубежах и планах по дальнейшему развитию и повышению эффективности нашей деятельности: совместной деятельности Правительства, Министерства здравоохранения и социального развития России, депутатского корпуса, регионов.

В своём докладе я обозначу итоги деятельности Минздравсоцразвития по основным направлениям за 2009 год и за первые месяцы 2010 года, а также перспективы деятельности Министерства в 2010 году и последующие годы.

В 2010 году мы продолжаем сохранять сложившиеся в предыдущие годы позитивные демографические тенденции.

В январе-марте 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года происходил рост рождаемости: родилось 428,3 тыс. детей, что на 6463 ребенка (на 1,5%) больше, чем за январь-март 2009 года.

Самые высокие показатели рождаемости отмечаются в республиках Тыва, Ингушетия, Алтай, Дагестан, Бурятия, Саха (Якутия), Чеченской Республике, Ненецком автономном  округе.

Наиболее низкие показатели рождаемости — в Псковской, Тамбовской, Тульской, Ленинградской областях, Республике Мордовия.

По сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошло снижение смертности населения на 2% (с 15,0 до 14,7 на 1000 населения) и снижение младенческой смертности на 3,7% (с 8,2 до 7,9 на 1000 родившихся).

Самые низкие показатели смертности по-прежнему наблюдаются в республиках Ингушетия,  Дагестан, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском  автономных округах, Тюменская области, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия), где показатель смертности колеблется от 3,9 на 1000 населения в Республике Ингушетия до 10,2 в Республике Саха (Якутия).

Вместе с тем, еще очень высокие показатели смертности наблюдаются в Псковской, Тверской, Новгородской, Тульской, Смоленской, Ивановской областях, в этих регионах показатели смертности несколько, снижаясь, остаются на высоком уровне – от 22,8 в Псковской области до 19,4 в Ивановской области. Одновременно в Псковской и Тверской области в 2010 году рост смертности продолжился.

В результате мер, направленных на снижение социальной напряженности, в том числе организации в ЛПУ отделений кризисных состояний, социально-психологической помощи, снизился показатель смертности от убийств и самоубийств – на 14,5%  (с 43,8 до 41,1 на 100 тыс. населения).

Безусловно, для решения задач, поставленных на втором этапе демографической Концепции, мы будем продолжать улучшение социального положения семей с детьми и услуг здравоохранения для матерей, новорождённых детей и подростков.

Чтобы сохранить реальную покупательную способность социальных пособий и выплат гражданам, имеющим детей, эти пособия проиндексированы с 1 января 2010 г. на 10%, что выше прогнозируемого уровня инфляции 2010 года, который составит по прогнозной оценке 6-7%.

В связи с переходом с 1 января 2010 г. от единого социального налога к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и установлением принципа начисления страховых взносов на заработок, не превышающий установленного предела в год (415 тыс. рублей), упразднены прямые ограничения максимальных размеров пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Эти пособия будут исчисляться из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование (с учетом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами). В результате сейчас максимальные суммы выплат составляют по пособию по беременности и родам 34 583 рубля за полный календарный месяц (2009 г. – 25 390 рублей), по уходу за ребенком до 1,5 лет – 13 833 рубля в месяц (2009 г. – 7 492 рубля).

Предусматривается развитие системы мер поддержки семей с детьми, в том числе расширение возможностей и направлений использования материнского капитала. С 2010 года размер материнского капитала увеличен до 343,4 тыс. рублей. На реализацию права о направлении средств материнского капитала на предусмотренные законодательством цели в 2010 году в федеральном бюджете выделено 102 млрд. рублей.

Учитывая потребность граждан в единовременной денежной выплате за счет средств материнского капитала, необходимость оказания поддержки семьям с детьми, предлагается возобновить денежную выплату из средств материнского капитала в размере 12 000 рублей и продлить ее еще, как минимум, на один год. Соответствующий законопроект уже подготовлен.

Проектом закона также предусматривается использование средств материнского капитала на строительство индивидуального  жилого дома без привлечения специализированных подрядных организаций. А также предусмотрено сокращение срока между подачей заявления о распоряжении и перечислением средств материнского капитала.

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одной из задач второго этапа (2011 — 2015 годы) является реализация специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей.

Планируется внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части предоставления возможности женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.

Это связано с тем, что женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также ранее не работавшие и осуществляющие уход за малолетним ребенком, испытывают особые трудности при возвращении на прежнее место работы или при новом трудоустройстве. Главные причины, с одной стороны,  частичная утеря ими профессиональных навыков, с другой — нежелание работодателей нести дополнительные издержки. Эти факторы необходимо исключить, потому что 61% женщин хотят приступить к трудовой деятельности до исполнения ребенку 3 лет, чтобы не потерять трудовые контакты и связи. Около 20% женщин при этом хотели повысить квалификацию или же получить новую специальность перед выходом на работу.

Предлагается организовать для них специальную систему профессионального обучения, финансирование которой есть возможность осуществлять в форме государственной поддержки субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

Модернизация системы здравоохранения остаётся одной из приоритетных задач. Стремясь к сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни, мы будем продолжать в ближайшие годы программы по предотвращению смертности от наиболее распространённых причин, увеличивая число регионов, охваченных этими программами и наращивая их финансирование.

В целом в 2010 году на программы по совершенствованию медицинской помощи при сердечнососудистых, онкологических заболеваниях, помощи при ДТП, противотуберкулёзной помощи, профилактике, выявлению, лечению и противодействию распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, по развитию высокотехнологичной помощи запланировано выделить 52,7 млрд. рублей. Мы ожидаем постепенного снижения смертности и роста удовлетворённости населения в высокотехнологичной медицинской помощи. Удовлетворённость потребности в ВМП на конец 2009 года составляла 60%, к концу 2012 года она должна вырасти до 80%, а к концу второго этапа демографической концепции (к 2015 г.) – до 99%. Что касается снижения смертности от наиболее распространённых причин, то уже за первый квартал 2010 года нам удалось выйти на показатели, которые пока превышают запланированные годовые. В первом квартале 2010 года смертность от сердечнососудистых заболеваний снизилась на 2,1%, от дорожно-транспортных происшествий – на 16,2%. И впервые было отмечено снижение смертности от онкологических заболеваний – на 0,9%.

В то же время настораживает сложившаяся ситуация по состоянию здоровья населения и здравоохранения в Псковской, Новгородской, Тверской, Тульской, Смоленской, Ивановской, Владимирской областях, где наряду с высокой общей смертность населения отмечается высокая смертность от болезней системы кровообращения, от злокачественных новообразований, от внешних причин и, в том числе, от дорожно-транспортных происшествий.

Настораживает тот факт, что, несмотря на реализацию в Тверской, Новгородской, Тульской, Владимирской и Ивановской  областях мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, смертность от ДТП по прежнему находится на высоком уровне (от 17 в Ивановской области до 25,2 на 100 тыс. населения в Новгородской области).

А в Смоленской и Ивановской областях, участвующих в реализации мероприятии по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, несмотря на снижение (в Смоленской области на 1,6%, Ивановской – на 6,8%) показатели смертности от болезней системы кровообращения (инфарктов и инсультов) сохраняются на высоком уровне.

Обращает на себя внимание, что показатель, находящийся в прямой зависимости со смертностью – заболеваемость, в таких регионах как Ивановской, Смоленской, Тверской, Псковской областях — остается на невысоком уровне.

Кроме того, в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (выполнение плана-графика указанных регионов высокое – от 102% до 125%) отмечается низкая выявляемость заболеваний и высокий процент здоровых граждан и граждан с факторами риска развития заболеваний (до 47% от числа осмотренных).

В Псковской, Смоленской, Ивановской, Тверской областях сохраняется низкая посещаемость граждан амбулаторно-поликлинических учреждений (от 7,2  на 1 жителя в год в Тверской области до 8,8 – в Смоленской и Ивановской (норматив посещений по программе госгарантий — 9,5) при высокой обращаемости в службу скорой медицинской помощи от 402 в Смоленской области до 420 – в Псковской на 1000 жителей (норматив обращений по программе госгарантий — 318).

Сложившиеся показатели здоровья населения и здравоохранения указанных регионов обусловлены: 

  • неэффективной работой первичного звена здравоохранения, в результате которой недовыявление  заболеваний при обращении пациентов и отсутствие профилактических мероприятий ведет к хронизации процесса, являющегося причиной высокой смертности населения,
  • неудовлетворительной организацией профилактической работы, и в частности, низкого качества проводимой дополнительной диспансеризации работающих граждан,
  • нерациональной организацией работы коечного фонда стационаров.
  • отсутствие системного подхода в организации профилактических и лечебных мероприятий.

Демографическая политика требует сокращения детской смертности, улучшения охраны здоровья матерей через повышение доступности и качества медицинской помощи матерям, новорожденным и детям. Системное улучшение работы учреждений родовспоможения проводится давно. В 2010 году появится ещё одно новое направление — «Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка». В пилотном варианте оно будет реализовываться в этом году в Московской, Ростовской и Томской областях. В пилотных проектах будут создаваться условия для выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, проводиться совершенствование реанимационной помощи новорожденным.

С 2009 года Минздравсоцразвития впервые начало разрабатывать и внедрять порядки оказания медицинской помощи. Это, по сути, алгоритм действий врача при работе с пациентом. Безусловно, внедрение порядков требует улучшения материально-технической базы лечебных учреждений, выстраивания непосредственно диагностического и лечебного процесса. В этих документах прописаны стандарты оснащения и требования к медицинскому оборудованию, пересмотрены нормативы нагрузки на врача. Уже принято 18 порядков оказания медицинской помощи и соответствующая работа продолжается. Всего необходимо внедрить около шестидесяти таких комплексных документов. В том числе на основе порядков оказания медицинской помощи будут выстраиваться региональные программы модернизации здравоохранения, которые начнут действовать с 2011 года.

 С 2009 года в России стартовала программа по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия» (включая борьбу с чрезмерным потреблением алкоголя и табака). В рамках этой программы начата масштабная коммуникационная и информационно-образовательная кампании на телевидении и сети Интернет. Для формирования здорового образа жизни создана инфраструктура из 502 центров здоровья для взрослых. В 2010 году программа дооснащения центров будет продолжаться. Запланировано создание еще 193 детских центров здоровья.

Стоит отметить, что центры здоровья в некоторых регионах находятся в стадии минимальной активности. Например, из числа граждан с факторами риска развития заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, в Тульской области направлено в центры здоровья только 10%, Новгородской и Смоленской областях – 20%. Хотя именно эти люди нуждается в разработке индивидуальных программ здоровья и наблюдения в организованных центрах с целью предотвращения развития у них заболеваний.

На прошлой неделе утвержден порядок оказания наркологической помощи населению, который включает в себя вопросы профилактики, лечения, и что не менее значимо, медико-социальную реабилитацию. Действующие наркологические диспансеры в регионах должны будут кардинально перестроить свою работу и решить вопросы по развитию этой службы во всем регионе. Стоит отметить результативность этих мероприятий. Только за счет начала некоторых организационных действий в службе наркологической помощи за 2009 год удалось снизить смертность от злоупотребления алкоголем на 32%. А за первый квартал снижение относительно предыдущего года составило 11%.

В 2010 году мы приступили пилотно к реализации программы развития службы скорой медицинской помощи в четырех регионах, это Санкт-Петербург, Ростовская область, Республики Татарстан и Чувашия. Предлагается поэтапная модернизация системы оказания скорой медицинской помощи для повышения доступности и качества, а также эффективного использования ресурсов «скорой помощи».

Сейчас мы приступаем к выстраиванию единой системы оказания скорой медицинской помощи как на догоспитальном, так и госпитальном этапах. Основная идея состоит в том, что в составе многопрофильных стационаров с функциями больниц скорой медицинской помощи будут организованы подразделения, где медицинская помощь будет оказываться врачами скорой медицинской помощи. То есть организуется преемственность — отделения, продолжающие работу бригады. В результате пациенту в непрерывном режиме до его перевода в профильное отделение будет оказывать скорая медицинская помощь. А у врачей скорой помощи появится ответственность за доставляемого в больницу пациента.

Вы все знаете, что у нас в стране сейчас «скорая помощь» зачастую подменяет деятельность первичного звена здравоохранения. И одна из задач модернизации службы – возвращение этих несвойственных «скорой помощи» функций в первичное звено.

Мы начали разрабатывать принципы кадровой политики в системе «скорой помощи». При недостаточном количестве кадров в системе скорой медицинской помощи важно сконцентрировать их непосредственно в тех учреждениях, которые принимают на себя экстренных пациентов. Для организации этой работы мы в ближайшее время утвердим новый порядок оказания скорой медицинской помощи.

20 апреля 2010 года во время отчета Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина в Государственной Думе была заявлена широкомасштабная программа реформирования системы здравоохранения. Для её реализации в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается создание фонда модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, который будет аккумулировать с 2011 года в течение двух лет средства, поступающие в Федеральный фонд ОМС, полученные от увеличения ставки страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1 до 5,1 процента. Всего это составит около 460 млрд. рублей за 2 года. Эти средства пойдут на модернизацию здравоохранения во всех регионах по трем направлениям:

  • модернизация материально технической базы (это и капитальный ремонт, и оснащение оборудованием в соответствии с новыми порядками оказания медицинской помощи) – 300 млрд. рублей;
  • информатизация здравоохранения (введение электронного полиса обязательного медицинского страхования на базе единой электронной карты, действующей на территории всей страны, и создание телекоммуникационных систем медицинских учреждений) – 24 млрд. рублей;
  • обеспечение стандартов оказания медицинской помощи, в структуру которых входят статьи по заработной плате, обеспечение лекарствами, питание больных, расходы на материалы и диагностические средства и т.д.- 136 млрд. рублей. В рамках этого направления мы будем вносить предложения по законодательному обеспечению организации персональных счетов неработающих пенсионеров для выстраивания системы соплатежей за оказанную медицинскую помощь, чтобы повысить заинтересованность медицинских учреждений внимательно относится к пенсионерам, которые часто обращаются к врачу. При проработке этого механизма основное внимание будет сосредоточено на доступности и прозрачности создаваемой системы для пенсионеров, и увязке этой системы с пенсионным законодательством.

Как это будет происходить? С 1 января 2011 года 2% страховых взносов начнут аккумулироваться и расходоваться по обозначенным трем направлениям. При этом региональные власти должны будут разработать свои программы модернизации здравоохранения с конкретным планом действий, вложив собственные ресурсы. При разработке региональных программ, прежде всего, должна быть учтена структура заболеваемости и смертности в регионе, чтобы система здравоохранения конкретного региона соответствовала запросам его жителей. Региональные программы должны начать работать с 1 января 2011 года. Следовательно, они должны быть рассмотрены и приняты до 1 декабря 2010 года. Ответственность за эти программы должна лечь персонально на руководителей субъектов Российской Федерации.

Основой планируемой модернизации станет изменение законодательства об обязательном медицинском страховании, которое мы должны будем в июне внести в Государственную Думу, чтобы, самое позднее в сентябре, эти изменения были приняты. В проекте закона будут усилены страховые принципы в осуществлении финансового обеспечения здравоохранения, устранены различия в подходах к определению размера страхового взноса для работающих и неработающих граждан. В настоящее время размер платежей на неработающее население устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации произвольно. Важная мера, предусматриваемая в проекте нового закона об обязательном медицинском страховании – требование об установлении размера взносов на неработающих федеральным законом, также как это установлено для работающих.

Параллельно будет идти отработка механизмов, на основе которых будут развернуты региональные программы.

По истечению двухлетнего переходного периода весь ресурс (2% страховых взносов) должен уйти на полное обеспечение системы ОМС уже без инвестиционной составляющей. А это в свою очередь позволит осуществить переход к оказанию медицинской помощи по федеральным стандартам медицинской помощи независимо от места проживания гражданина и экономического потенциала субъекта Российской Федерации.

Увеличение страховых взносов с 3,1 до 5,1 процента будет означать одновременно и увеличение спроса со стороны медицинских учреждений на оборудование, медикаменты, работы по реконструкции и ремонту – всего, что предлагает реальный сектор экономики. При этом приоритет будет отдан продукции отечественной медицинской и фармацевтической промышленности. Таким образом, увеличение ставок страховых взносов — фактор роста экономики, что компенсирует некоторую нагрузку на бизнес.

В рамках проводимой лекарственной политики в первом квартале 2010 года наиболее значимыми были два события: вступление в силу с 1 января 2010 года Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) и подписание Президентом закона «Об обращении лекарственных средств».

Первое – введение государственного регулирования. Лекарственный рынок – социально значимый и очень чувствительный. Когда на таком рынке возникают спекулятивные манипуляции с ценами – это напрямую бьет по самым незащищенным слоям нашего общества. Это показал 2009 год, когда, несмотря на все призывы к социальной ответственности, в период эпидемии гриппа цены на противовирусные препараты выросли в разы. В амбулаторном сегменте за 2009 год рост цен составил 10,8%, что превысило уровень инфляции. В госпитальном ситуация была ещё хуже – 16,1%. В отдельных регионах наценки достигли 200%.

В такой ситуации государство не может оставаться безучастным. Поэтому был обновлен Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В него вошли препараты, которые больше всего влияют на снижение заболеваемости и смертности. На препараты из Перечня было введено госрегулирование цен. Практика регистрации и контроля за ценами на лекарственном рынке применяется в большинстве стран Европы и ни в кой мере не выделяет Россию на фоне других стран.

По состоянию на 7 мая 2010 года зарегистрировано 6 379 цен на лекарства из Перечня ЖНВЛС. Несмотря на сжатые сроки, большой объем работы и то, что Росздравнадзор и Федеральная служба по тарифам занимались этим впервые, процедура регистрации была выстроена четко, и полностью завершена к 1 апреля 2010 года. Никакого дефицита лекарств в аптеках в связи с проведенной регистрацией цен не возникло.

В обновленный перечень ЖНВЛС включены 500 наименований лекарственных средств, из которых 222 – из основного перечня жизненно-важных лекарственных средств ВОЗ и 278 – включены дополнительно. Из 500 лекарственных средств, вошедших в Перечень ЖНВЛС,  76 наименований – только отечественного производства, 261 наименование производятся как российскими, так и зарубежными производителями, 163 наименования – только зарубежного производства.

Регистрация цен – не самоцель. Важно обеспечить исполнение принятых решений, чтобы ограничение маневра для спекуляций и повышение прозрачности и предсказуемости на фармрынке (в равной степени для всех заинтересованных сторон – государства, производителей, потребителей) – было не декларативной, а практической мерой.

Для этого с 1 апреля, даты, с которой вступили в силу правила регулирования цен на отечественном рынке, Росздравнадзор проводит регулярные проверки аптечных учреждений.

Справочно:

За период 26 апреля по 3 мая 2010 года Росздравнадзором было проверено 606 аптечных организаций. В 50 аптечных учреждениях (8,25%) выявлены факты реализации ЖНВЛС без зарегистрированной цены, в 111 случае (18,32%) цены были выше предельно допустимых.

Превышение фактических розничных цен над предельными розничными ценами выявлено в 37 субъектах Российской Федерации. Превышение составило от 0,17% в Липецкой области до 276,58% в Иркутской области.

В 22 субъектах РФ выявлены случаи продажи ЖНВЛС, не имеющих государственной регистрации цены.

Информация для населения в большинстве аптечных учреждениях в торговых залах представлена, однако, в 156 аптеках (25,74%) она до настоящего момента отсутствует полностью, либо нечитаема или неактуальна на дату проведения проверки. Это нарушение выявлено в следующих субъектах РФ: Республика Адыгея, Алтайский край, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Курская, Кемеровская, Новгородская, Оренбургская, Пермская, Пензенская, Рязанская, Самарская области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Северная Осетия-Алания, Приморский край.

При проверке наличия и соответствия требованиям действующего законодательства протоколов согласования отпускных цен установлено, что в 49 случаях (8,1%) данные документы не содержат требуемой информации, либо отсутствуют вовсе.

По итогам проверок руководителям выдано 161 предписание об устранении выявленных недостатков. По 125 проверенным учреждениям информация направлена в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий в 118 аптечных организациях направлены в прокуратуру.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 Росздравнадзором в период 1 апреля по 15 апреля 2010 было осуществлено 4890 надзорных мероприятий.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 №203 Росздравнадзором за период 15 апреля по 3 мая 2010 Росздравнадзором были проведены проверки в 2002 аптечных организациях всех субъектов Российской Федерации. Из них в 146 случаях (7,3% от общего числа проверенных учреждений) выявлены факты реализации лекарственных препаратов, не имевших на момент проведения проверки зарегистрированной цены, в 291 организации (14,53%) цены были выше предельно допустимых.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий с 15 апреля 2010 Росздравнадзором выдано 518 предписаний об устранении нарушений, по 400 проверенным учреждениям информация направлена в лицензирующий орган для принятия соответствующих мер реагирования.

Материалы по проверкам 301 аптечного учреждения направлены в прокуратуру.

Росздравнадзор не проводит мониторинг цен на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛС. По данным аналитических компаний, значимых изменений уровня цен ЛС, не входящих в перечень ЖНВЛС, за период с января по апрель 2010 г. не произошло. Но для получения объективной информации о ситуации на рынке Минздравсоцразвития в ближайшее время планирует оценить динамику цен на ЛС, не входящие в перечень ЖНВЛС.

В Росздравнадзоре открыта горячая линия по вопросам ценообразования на ЖНВЛС (495) 6984172, (495) 6210166. В среднем в день на горячую линию поступает 27 звонков, при этом большинство звонков поступают от аптечных учреждений и организаций оптовой торговли по вопросам регистрации и расчета цен. Количество звонков от граждан составляет около 20% основное содержание вопросов – различие цены указанной в Государственном реестре и розничной цены в аптеке, цены на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛС.

Для эффективного контроля за ценами на жизненно важные препараты полномочиями по контролю за ценами в аптечных учреждениях наделен Росздравнадзор, за региональными надбавками – Федеральная служба по тарифам.

Мы обеспечили информационную прозрачность всего процесса. Перечень ЖНВЛС составлялся вместе с профессиональным сообществом. Все зарегистрированные цены выложены в открытом доступе на сайте Росздравнадзора. Министерство разработало специальный сервис, который позволяет автоматически рассчитать цены на лекарства с учетом региональных оптовых и розничных надбавок. Сервис бесплатно доступен на официальном сайте.

Второе – подписание Президентом закона «Об обращении лекарственных средств». Это знаменательное событие для всей фармацевтической отрасли – ведь действующий закон «О лекарственных средствах» был принят более 11 лет назад. Мы живем уже в другой экономической реальности, требующей адекватных решений в сфере регулирования цен, безопасности, процедуры допуска на рынок лекарственных средств. Закон вступает в силу с 1 сентября. К этому же сроку будут подготовлены все необходимые подзаконные акты, которые определят правила и порядок перехода отечественных производителей на стандарты качества GMP, порядок организации и проведения клинических испытаний лекарств. Если резюмировать, то закон определяет, по каким правилам будет дальше развиваться отечественный рынок:

  • повышение качества отечественных препаратов (в соответствии с международными требованиями к качеству ЛС)
  • создание равных условий для всех участников рынка (за счет оптимизации административных процедур при регистрации лекарств)
  • введение на законодательном уровне регулирования цен на лекарства из перечня ЖНВЛС.

Особо подчеркну, что все вопросы, как и о введении госрегулирования цен, так и о принятии закона «Об обращении лекарственных средств», были согласованы с крупнейшими отечественными производителями. Госрегулирование на ЖНВЛС и принятие нового закона «Об обращении лекарственных средств» — первые шаги, чтобы отрегулировать фармрынок.

Вместе с тем нельзя упускать из внимания текущие вопросы обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготников. В 2010 году по отношению к 2009 году на 18% вырос норматив финансовых затрат на обеспечение необходимыми лекарственными средствами этих категорий граждан. На одного получателя он составил 788 руб. в месяц (в 2009 – 668 руб.). Это целиком компенсирует то удорожание по лекарственным препаратам, которое произошло в конце 2009 года, даже с учетом того ажиотажного спроса, который складывался в этот период.

По состоянию на 5 апреля 2010 по данным мониторинга Росздравнадзора поставлено лекарственных средств на сумму 17,1 млрд. рублей; выписано рецептов – 18,9 млн. штук; отпущено рецептов на сумму 13,5 млрд. рублей; средняя стоимость рецепта – 630 рублей.

В связи с увеличением на 230 тыс. человек в первом квартале 2010 года численности получателей необходимых лекарств, предоставляемых в виде набора социальных услуг, объем дополнительного финансирования из средств федерального бюджета на 2010 год увеличен на 1,7 млрд. рублей. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства России, который после всех согласований будет направлен на утверждение в установленном порядке.

В сумме полученные результаты — позволяют говорить о том, что ситуация на лекарственном рынке выправляется, становится понятной и предсказуемой, что гарантирует, с одной стороны, доступность лекарств для потребителей, а с другой – позволяет выстраивать долгосрочную стратегию развития и рынка, и отрасли, чтобы перейти к инновационному развитию.

Однако в отдельных регионах мониторинг Росздравнадзора показал ряд недостатков:

  • стоимость рецепта превысила среднюю стоимость по России (721,36 рублей) в Карачаево-Черкесской Республике (1729,89 рублей), Чеченской Республике (1554,73 рублей), Пензенской области (1521,70 рублей), Ленинградской области (1 391,87 рублей), Республике Дагестан (1374,72 рублей), Ингушской Республике (1365,32 рублей), Санкт-Петербурге (1364,18 рублей), Московской области (1232,88 рублей)
  • выявлены субъекты Российской Федерации с долей отсроченного обслуживания рецептов, значительно превышающей среднюю по Российской Федерации (0,06 %): Камчатский край (2,13 %), Республика Бурятия (1,22 %), Хабаровский край (1,14 %), Республика Карелия (0,74 %).
  • выявлены субъекты Российской Федерации с долей отказов, значительно превышающей среднюю по Российской Федерации (0,01 %): Карачаево-Черкесская Республика (0,51%), Республика Карелия (0,44%), Кировская область (0,18%), Мурманская область (0,10%), Республика Калмыкия (0,09%), Иркутская область (0,04%).

Мы продолжаем работу над достойным пенсионным обеспечением наших граждан. Проведенные в 2009 году мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили увеличение размеров пенсий и доведение социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

За 2009 год средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 720 рублей, или на 35%, и на конец года составил 6 630 рублей. При этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и составил 4 245 рублей.

В течение 2009 года пенсии повышались четыре раза.

В результате в 2009 году произошёл реальный рост пенсий. При росте потребительских цен за 2009 год на 8,8%, суммарный коэффициент индексации базовой части трудовой пенсии составил около 43%, страховой части трудовой пенсии — 26,3%.
С начала 2010 года пенсии повышались уже дважды.

  • С 1 января – произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1090 рублей (по оперативным данным Пенсионного фонда Российской Федерации размер от валоризации на 1 апреля составляет  1090 рублей ).
  • С 1 апреля – проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и соответственно составил 8 169 рублей (488 рублей — это расчетная цифра по состоянию на 1 февраля, которая была рассчитана при подготовке проекта постановления по  индексации, соответственно и размер пенсии составил 8189 рублей, а 477 руб. – это отчетная цифра по итогам индексации на 1 апреля). С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило более 1 500 рублей.
  •  Еще с 1 апреля размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий на 8,8%. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года предстоит дополнительная (к произведенной 1 апреля 2010 года) индексация социальных пенсий на разницу между индексом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2009 год и индексом роста цен на товары и услуги за тот же год. Ожидается, что после перерасчета средний размер социальной пенсии дополнительно повысится на 157 рублей и составит 4 757 рублей, а средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы, инвалидов из числа участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составит около 19,2 тыс. рублей. Суммарная индексация социальных пенсий за 2010 год составит 12,51%.
  • Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году будет превышать аналогичный показатель 2009 года на 45% (среднегодовой размер пенсии за 2009 год – 5322 рубля, а за 2010 год -7710 рублей). На конец года ожидается, что средний размер пенсий по старости превысит 8200 рублей (8 204 рублей).

Для выполнения государством пенсионных и других социальных обязательств необходимо обеспечить своевременное поступление страховых взносов. С 2010 года работодатели вместо единого социального налога (ЕСН) уплачивают страховые взносы в бюджеты ПФР, ФСС, ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФЗ-212 от 24 июля 2009 г.). В I квартале 2010 г. в ПФР поступило взносов на 394,370 млрд. руб., что на 2,94% выше прогноза. Это – свидетельство отлаженной налоговой дисциплины. 2,6 млн. плательщиков-работодателей представили в ПФР отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Поступательными темпами развивается программа государственного софинансирования пенсий. На 5 мая 2010 года в Программу вступили 2 448 200 человек, что составляет 1,72% от населения РФ, из них 232 526 чел. присоединились к Программе в 2010 году.

В 2009 г. поступило дополнительных страховых взносов 2,620 млрд. рублей от 572 818 участников Программы. Средний размер платежа ДСВ на одного уплатившего взносы составил 4 243 руб.

Объем государственных средств на софинансирование составил 2 495 млрд. рублей. Средства уже получены ПФР, разнесены по ИЛС и до 15 мая будут переданы в НПФы и управляющие компании.

В 2010 году уже поступило взносов от участников Программы в сумме 670,4 млн. рублей.

Достигнутые результаты и динамика показателей демонстрируют, что постепенно наши граждане начинают осознавать личную ответственность за уровень своей жизни после выхода на пенсию.

Президентом подписан Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Закон предусматривает установление с 1 января 2011 года ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации из числа отдельных категорий работников организаций угольной промышленности за счет средств, дополнительно поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации от организаций угольной промышленности. Средства будут уплачиваться по тарифу 6,7% выплат начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. То есть тех, кто в будущем получит право на досрочную пенсию и такую социальную доплату за 20-25 лет указанной работы.

Социальную доплату со 2 квартала получат более 29,7 тыс. пенсионеров из числа шахтеров. При условии полной уплаты взносов по дополнительному тарифу организациями угольной промышленности средний размер прибавки к пенсии может составить 8950 руб. В каждом конкретном случае размер социальной доплаты определяется с учетом специального стажа работы шахтера и заработка, учитываемого в размере до 5 раз превышающем среднюю заработную плату в стране, а также с учетом взносов, поступивших в предыдущем квартале от организаций угольной промышленности в Пенсионный фонд.

Самым важным и сложным направлением антикризисных действий 2009 года была работа по стабилизации ситуации на рынке труда. На мероприятия по поддержанию занятости населения в 2009 году было израсходовано суммарно около 115,6 млрд. рублей, в том числе на содействие занятости населения — 77,5 млрд. рублей и на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в регионах Российской Федерации, — 38,1 млрд. рублей.

В результате реализации этих программ государственные услуги по содействию занятости населения, включая содействие в поиске подходящей работы, были оказаны 16,7 млн. человек. Из них по дополнительным программам 1973 тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах, в различных программах временного трудоустройства – 1 126,2 тыс. человек. Опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 452,8 тыс. человек. В программах содействия самозанятости участвовало 221,5 тыс. человек. По программе содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности было направлено 555 семей (1 695 человек). Помощь в профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 4 141,4 тыс. человек.

В 2010 году в федеральном бюджете предусмотрены средства на поддержание занятости населения в размере 129,2 млрд. рублей, в том числе: на содействие занятости населения – 88,7 млрд. рублей, на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации — 40,5 млрд. рублей. Предполагается оказать государственные услуги в области содействии занятости населения не менее 17 млн. человек.  На выплату пособия по безработице предусмотрено 66,9 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

В 2010 году разработаны новые региональные программы, направленные целевым образом на наиболее уязвимые категории. Во-первых, это программа организации стажировок для выпускников учреждений профессионального образования. В этой программе предусмотрено закрепление за выпускниками-стажерами наставников из числа высокопрофессиональных работников организаций. Во-вторых, это программа содействия трудоустройству инвалидов, которая предусматривает компенсацию затрат работодателю на дооснащение рабочего места для инвалида.

Кроме этого мы будем расширять программу по самозанятости населения, которая доказала свою эффективность в 2009 году. В 2010 году предусматриваем дополнительное финансовое стимулирование тех, кто не просто открывает собственное дело для себя, но и создаёт при этом дополнительные рабочие места для безработных граждан.

Уже можно подвести итоги по 1 кварталу 2010 года. Благодаря всей совокупности предпринятых мер, в 2010 году удалось добиться снижения безработицы. С конца февраля этого года отмечается еженедельное снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. На начало мая их количество — 2,17 млн. человек. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по России снизился с 3,1% в марте, до 2,9%. Коэффициент напряженности на рынке труда, который определяется соотношением количества безработных граждан к количеству вакансий,  за этот же период снизился с 2,9 до 2,5.

За 1 квартал 2010 года государственные услуги по содействию занятости получили  более 5,5 млн.  граждан. 230,0 тыс. человек (114%) приняли участие в оплачиваемых общественных работах. Опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 139,0 тыс. человек (121,3%). В программах содействия самозанятости уже приняли участие 81,4 тыс. человек (207%). Помощь в профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 1 011,4 (101,6%) тыс. человек.

По прогнозам, реализация региональных программ в 2010 году позволит не допустить роста напряженности на рынке труда и превышения уровня регистрируемой безработицы выше 2,9%-3,0% в среднем за год.

Причем этих показателей мы сможем достичь даже при инертном развитии российской экономики. Если же ее рост в 2010 году будет выше запланированных показателей, то возможно более существенное снижение безработицы.

Значительная часть мер, запланированных на 2010 год, не только позволит сохранить рабочие места, но и будет способствовать переводу экономики на инновационный путь развития, так как их реализация позволит повысить качество рабочей силы и гибкость рынка труда. В первую очередь это касается опережающего профессионального обучения и стажировок выпускников.

В 2011 году предполагается продолжить реализацию большинства мероприятий, предусмотренных в региональных программах 2010 году.

Вместе с тем, в последующем предлагается перевод дополнительных мер по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в постоянно действующую систему, реализуемую за счет средств субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. Это потребует внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и увеличения  объема средств субвенции из федерального бюджета.

Такие мероприятия, как организация опережающего профессионального обучения, общественных работ, временного трудоустройства и стажировки были наиболее востребованы в субъектах Российской Федерации, обладающих наибольшим промышленным потенциалом (Ульяновской, Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Вологодской областях, Республике Татарстан, Красноярской крае и ряде других субъектов Российской Федерации).

Особую актуальность и востребованность в 2009-2010 годах получили мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости в Северо-Кавказском федеральном округе, имеющем в составе трудоизбыточные республики Северного Кавказа, более 30,1 тыс. граждан открыли собственное дело, в Приволжском федеральном округе – более 42,5 тыс. человек, что в сумме составляет 57,5% от общей численности участников данного мероприятия во всех субъектах Российской Федерации в 2009 году.

Наиболее успешно мероприятие по развитию самозанятости и малого предпринимательства реализуется в Пензенской области, Республике Татарстан, Чеченской Республике, Забайкальском крае, Республике Северная Осетия-Алания.

Мероприятие по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, наиболее успешно реализуется в Иркутской, Нижегородской, Саратовской, Кемеровской, Челябинской, Томской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Татарстан, Краснодарском, Алтайском, Красноярском краях.

Уважаемые коллеги, в этом докладе я обозначила только работы по магистральным направлениям работы Минздравсоцразвития. Многие детали, которые при этом являются очень важными для улучшения качества жизни наших граждан, невозможно осветить за небольшое время доклада. Некоторые из них содержались в ваших вопросах, которые вы направили нам для подготовки к «правительственному часу». Мы постарались ответить на эти вопросы максимально подробно.

Я благодарю вас за эти вопросы,  и надеюсь в дальнейшей реализации программ и проектов в сфере здравоохранения и социального развития на взаимопонимание, поддержку и тесное сотрудничество с Государственной Думой, депутатскими фракциями, депутатами, представляющими в Думе свои регионы и их жителей.

Файлы для загрузки: Презентация к выступлению (.ppt, 1.39 Мб)


minzdravsoc.ru