Лекарства вышли из-под контроля

Минэкономразвития предложило отменить регулирование оптовых и розничных надбавок для изделий медназначения и препаратов, не входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС; только 26% российского фармрынка). Право устанавливать максимально допустимые наценки на лекарства субъекты федерации получили еще в 1995 году — правда, пользовались им не во всех регионах.

Исполнительные органы субъектов федерации могут самостоятельно устанавливать предельные оптовые и розничные наценки на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС, и изделия медназначения согласно постановлению правительства от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)». На начало 2010 года только 60% регионов воспользовались этой возможностью, причем средняя надбавка для розничного сектора составляла 15-20%, для оптового — 10-15%, уточнили в Минэкономразвития. В пятницу на сайте министерства появился проект правительственного постановления об отмене такого регулирования цен.

Как пояснил «Ъ» директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко, существующие правила приводят к организации «серых» схем взаиморасчетов между производителями, оптовыми компаниями и аптеками. Вероятно, речь идет о так называемой компенсационной схеме, пояснил представитель крупной иностранной фармкомпании: производитель завышает отпускную стоимость препаратов, так как его наценки не регулируются, и одновременно заключает с аптечной сетью или оптовиком соглашение на предоставление ему маркетинговых услуг, то есть делится с ними частью выручки. «При этом, поскольку политика большинства западных компаний не позволяет им использовать нелегальные схемы расчета, многие из них просто отказывались поставлять товар, и возникал искусственный дефицит»,— добавляет собеседник «Ъ».

Принятый в апреле федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» не содержит оснований и положений для установления торговых надбавок для препаратов вне списка ЖНВЛС, а закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности» и вовсе предусматривает самостоятельное определение цен на продаваемый товар для хозяйствующих субъектов, подчеркивает господин Пироженко.

По данным агентства DSM Group, в структуре российского фармрынка (по продажам в аптеках) препараты ЖНВЛС занимают только 26%, остальное — препараты вне списка (46%) и парафармацевтика (БАДы, лечебная косметика и др.; 28%). По оценке международного агентства IMS Health, объем фармрынка в России в ценах производителей в 2009 году составил 361,316 млрд руб.

Отсутствие регулирования торговой наценки, по версии Минэкономразвития, не приведет к росту цен на лекарства. Ни одна из опрошенных «Ъ» фармкомпаний не захотела поделиться своими опасениями на этот счет. «В этом секторе (изделия медназначения и препараты, не входящие в список ЖНВЛС.— «Ъ») жесткая конкуренция, которая, скорее всего, станет препятствием для скачка цен«,— полагает директор ЦМИ «Фармэксперт» Николай Демидов. «При тотальном регулировании некоторые препараты были убыточными и вообще не продавались аптеками»,— добавляет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.


Ирина Парфентьева
kommersant.ru