В связи с обращениями в Федеральную антимонопольную службу хозяйствующих субъектов по поводу соблюдения требований антимонопольного законодательства при формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2135-р, а также о порядке размещения государственного заказа на закупку лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд в связи с утверждением Перечня ФАС России сообщаем следующее.
Во исполнение протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики «О ситуации с обеспечением граждан доступными по ценам и ассортименту лекарственными средствами» от 10.03.2009 года № 9 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан и утвержден порядок формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития от 27.05.2009 г. № 276н «О порядке формирования проекта перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.05.2009 г. № 14020).
Правительство Российской Федерации распоряжением от 30 декабря 2009 г. N 2135-р утвердило Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
По информации Минздравсоцразвития, Перечень формировался с учетом структуры наиболее распространенных и социально значимых заболеваний, утвержденных и формируемых министерством стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций для врачей, включая международные, а также представленных в установленном порядке предложений, рекомендаций и заключений главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Перечень является базовым для территориальных программ по оказанию дополнительных условий и объемов медицинской помощи, формируемых за счет средств региональных бюджетов органами государственной власти субъектов РФ и не ограничивает дополнительное включение лекарственных средств в региональные перечни.
Закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Нормативные правовые акты, регулирующие государственные закупки лекарственных средств не содержат ограничений в части размещения заказа на закупку лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд в зависимости от того включено или нет данное лекарственное средство в Перечень.
Основной целью Перечня является обеспечение государственного регулирования цен на лекарственные средства, он не влияет на государственные и муниципальные закупки и заказчики вправе приобретать любые наименования лекарственных средств в зависимости от потребностей.
По поводу не включения ряда лекарственных средств в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 года № 665, ФАС России сообщает следующее.
По информации Минздравсоцразвития России критерии оценки и порядка рассмотрения и принятия решений о включении или исключении лекарственных средств в перечень определены приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2006 года № 93 «Об организации работы по формированию Перечня лекарственных средств отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (зарегистрирован в Минюсте России от 06.03.2006 № 7559.
Отсутствие какого-либо лекарственного средства в перечне не препятствует его назначению по показаниям профильным пациентам и включению в стандарты оказания медицинской помощи на основании консолидированного мнения медицинского профессионального сообщества, базирующегося на клинических протоколах и методических рекомендациях.
Кроме того, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 811, органы государственной власти субъектов РФ в рамках территориальных программ вправе за счет бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов ОМС определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, включая закупку лекарственных средств, говорится в сообщении ФАС.