Между старением и ожирением, или Как защита от кислородных радикалов способствует избыточному весу

Кислородные радикалы, которые из-за своей окислительной активности часто вредят клетке и приближают старение организма, помогают нам поддерживать фигуру: повышение содержания радикалов в специальных нейронах по мере насыщения заставляет клетки отдать сигнал о конце обеда.

В современном мире проблема избыточного веса приобретает характер эпидемии, с которой по-прежнему непонятно, что делать. Причин ожирения называют великое множество, но первое место неизменно удерживает обычное переедание. Правда, тут же перед учёными встаёт другой вопрос: а что заставляет человека есть больше, чем нужно?

Исследователи из Йельского университета (США) пришли к парадоксальному и даже в чём-то двусмысленному выводу: по их утверждению, переедать нас заставляют свободные радикалы, которые в живых клетках представлены реактивными формами кислорода. Эти соединения, являющиеся побочным продуктом биохимических реакций по получению энергии, представляют для организма вполне реальную опасность. Свободные кислородные радикалы весьма агрессивны, обладают высокой окислительной способностью и могут повреждать биомолекулы; их атака на ДНК может привести к мутациям и разладу процессов, лежащих в основе функционирования клетки. Считается, что свободные радикалы ответственны за старение организма: накапливающиеся повреждения в клетке приводят к тому, что клетки выходит из строя, а с возрастом их вакансии остаются незаполненными.

В клетках существуют специальные системы, предназначенные для перехвата кислородных радикалов, в частности пероксисомы — специальные мембранные пузырьки, начинённые обезвреживающими опасные молекулы ферментами. Как пишут исследователи в журнале Nature Medicine, увеличение числа пероксисом в клетках гипоталамуса заставляет есть больше. Особые секреторные нейроны ответственны за чувство насыщения; у подопытных мышей эти клетки активировались после приёма пищи. Сигналом для них служит гормон лептин, который синтезируется жировыми клетками, и глюкоза; поймав эти молекулы, нейроны понимают, что в организм поступило достаточно питательных веществ. Но если в таких нейронах было повышенное число пероксисом — свободнорадикальных ловушек, то в этом случае животные продолжали есть сверх надобности.

Исследования показали, что у таких мышей сохраняется высокое содержание гормона аппетита нейропептида Y, выделение которого обычно снижается в ответ на повышение в крови глюкозы и лептина. Пероксисомы подавляли активность нейронов-контролёров аппетита, что приводило к перееданию; в норме в таких клетках по мере насыщения увеличивалось содержание свободных кислородных радикалов, и нейроны отдавали приказ о «конце обеда».

Детали механизма исследователям ещё предстоит выяснить, но альтернатива, что и говорить, неутешительная. Коль скоро свободные радикалы работают на старение, то наш выбор — быть молодыми и толстыми или быстро стареющими, но с прекрасной фигурой.

В этом, по словам авторов, кроется причина того, что до сих пор не удавалось найти эффективный способ воспрепятствовать ожирению без серьёзных побочных эффектов, поскольку это неизбежно приводило к повышению содержания в клетках агрессивных окислителей. Но учёные всё же попытаются выяснить, можно ли всё-таки заставить наши нейроны почувствовать насыщение, не привлекая к этому свободные кислородные радикалы.

Подготовлено по материалам Йельского университета.


Кирилл Стасевич
science.compulenta.ru