Аптечный рынок Московской области: итоги 9 месяцев 2011 года

Численность населения Московской области по данным Росстата на 01.01.2011 составляла 7,104 млн. человек – это 5,0% от общей численности населения РФ и 18,5% населения ЦФО. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в Московской области в январе-сентябре 2011г. составил 27338,3 27338,3 руб. (927,67 долл.), что на 21% выше среднего показателя по России (22622,0 руб.).

Согласно данным розничного аудита ГЛС в РФтм, за первые три квартала 2011г. аптечный рынок Московской области в натуральных показателях сократился на 7% и составил 140,508 млн. упаковок. Объем рынка в денежном выражении увеличился на 11% в рублевом эквиваленте и на 17% — в долларовом, и достиг 14,232 млрд. руб. (494,540 млн. долл.) в оптовых ценах (без учета ДЛО). Доля города в общем объеме российского аптечного рынка равна 5,5%. Средняя стоимость упаковки ГЛС составила 4,57 долл. (в аналогичном периоде 2010г. – 3,73 долл.). Расходы жителей региона на приобретение ГЛС были равны 90,40 долл.

По итогам трех кварталов 2011г. на аптечном рынке Московской области среди десяти ведущих компаний не появилось новых участников (рис.1). Кроме того, четырем представителям Топ-10 удалось сохранить свои позиции. Это возглавляющие его SANOFI-AVENTIS (+10%) и PHARMSTANDART (+12%), а также занимающие 7 и 10 места  NOVARTIS (+20%) и TEVA (+7%). Трое участников Топ-10 повысили свои рейтинговые позиции и все три – на один пункт. На 3 позицию поднялась компания BAYER (+17%), на 5 – SANDOZ (+14%) и на 8 — NYCOMED (+21%). При этом они потеснили на строчку вниз менее динамичные SERVIER (-1%), MENARINI (+2%) и ABBOTT (+7%). Суммарная доля десяти ведущих производителей не изменилась и была равна 38,7%.

Лидирующие позиции в Топ-10  ведущих торговых наименований сохранили противовирусный ARBIDOL (+9%) и гепатопротектор ESSENTIALE N (-0,3%) (табл.2). Третью строчку занял стимулятор потенции VIAGRA (+9%), поднявшийся с пятой позиции. Занимавший ранее третье место OCILLOCOCCINUM напротив, опустился на 5 строчку вследствие сокращения продаж на 10%. Кроме лидеров, сохранить свои позиции удалось еще трем наименованиям. Это LINEX (+3%), ACTOVEGIN и DETRALEX (по +11% у обоих), занимающие 4, 6 и 7 места соответственно. Две последние строчки рейтинга заняли новые его представители, MEXIDOL (+10%) и LASOLVAN (+35%).

В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований появился один новый представитель (табл.3). Это занявший последнюю строчку KETOPROFEN (+8%), хотя его динамика отставала от рыночной. Опережающими темпами развивался рынок только у одного наименования — XYLOMETAZOLINE (+33%), что позволило ему подняться на первую строчку Топ-10. Однако еще трем наименованиям удалось продемонстрировать рейтинговый прогресс. Это SILDENAFIL, PARACETAMOL + ASCORBIC ACID + PHENIRAMINE (по +9% у обоих) и IBUPROFEN (+5%), которые заняли 5, 6 и 8 места соответственно. Это стало возможно благодаря сокращению продаж и потере позиций МНН ANAS BARBARIAE (-9%) и LACTOBACILLUS ACIDOPHILUS (-19%), которые опустились на 7 и 9 строчки.

Рейтинг ведущих АТС групп остался неизменным по составу, однако в нем произошли некоторые перестановки (табл.4). Группы R01 Назальные препараты (+16%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+20%) благодаря опережающим темпам роста поднялись на 4 и 5 места.  При этом сместились вниз препараты нераспознанных фармгрупп и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+6%), которые расположились на 6 и 7 строчках. Остальные представители Топ-10 не изменили своих позиций. Так, лидерами рейтинга продолжают оставаться N02 Анальгетики (+6%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+3%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+14%). Также как и в двух предыдущих рейтингах, сводная доля десяти лидирующих групп сократилась почти на 0,6 п.п. и составила 37,4%.

Заключение
. По итогам трех кваратлов 2011г. объем аптечного рынка Московской области составил 18,482 млрд. руб. (642,185 млн. долл.) в ценах конечного потребления. Рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом (+9%), и в долларовом эквиваленте (+14%). Однако в натуральном выражении рынок сократился на 7%, его объем составил 140,508 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки, равная 4,57 долл., и средняя сумма, потраченная жителями региона на покупку ГЛС (90,40 долл.) были выше средних по стране показателей (3,48 долл. и 81,18 долл.).

Рисунки и таблицы — в приложении

Источник:  AIPM — Remedium Market Bulletin
Файл:  Загрузить  (269 кбайт)


remedium