На кафедре управления и экономики фармации и фармацевтической технологии НижГМА проводятся исследования по фармакоэкономике и организации аптечного дела. Активное участие в них принимают студенты старших курсов. Цель одного из исследований заключалась в изучении деловых качеств фармацевтического работника как специалиста, оказывающего услуги в системе здравоохранения. Его проводили студенты 5 курса, которые применили метод анкетирования. Их респондентами являлись заведующие аптеками, фармацевты, провизоры, администраторы, ночные дежуранты, консультанты, руководители отделов. Один из вопросов заключался в том, чтобы описать личные качества, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист. Выяснилось, что мнение работодателей и работников не во всем совпадают. Сотрудники аптечных организаций в ряду наиболее ценных качеств назвали коммуникативность, ответственность и профессионализм. Мнение заведующих аптек совпало с мнением сотрудников только по первым двум позициям, а профессионализм они не назвали в числе необходимых качеств.
В ходе исследования нужно было назвать личные качества фармспециалистов, которые не имеют отношения к профессиональной деятельности. Сотрудники аптек включили в эту категорию доброжелательность. Так же ответили на этот и студенты 5 курса фармфакультета. По мнению авторов исследования, это противоречит главной заповеди общения с людьми. Фармацевтическая помощь должна быть ориентированной на клиента, поэтому умение общаться с покупателем является одним из главных качеств работника первого стола и консультанта. Это подтверждается данными статистики, которая говорит, что фармперсонал аптеки, в среднем, обслуживает ежедневно около 250 покупателей.
Комментируя данные исследования, Светлана Кононова, декан фармфакультета НижГМА, зав. кафедрой управления и экономики фармации, подчеркнула, результаты опроса ее очень разочаровали, в первую очередь, потому, что для руководителей аптечных организаций профессионализм сотрудников не является значимым качеством работника. Огорчает и то, что специалисты не понимают значение доброжелательности. Она необходима фармспециалистам, т.к. от этого зависит успех работы не только фармацевта первого стола, но и всей аптеки. Если он не будет доброжелательным, то покупатель не будет обращаться к нему и пойдет в другую аптеку. Она призвала студентов фармфкультета развивать навыки коммуникабельности и доброжелательного взаимодействия с людьми.
Людмила Пономарева
ФВ