В «скрытом мире» скидок Большой Фармы

Свободный рынок жив и здоров, когда дело доходит до цен на лекарства – если, конечно, вы представитель страховой компании или правительственной программы. Но, только в том случае, если вы – не потребитель этих препаратов, пишет в журнале Forbes его сотрудник, известный публицист Мэтью Херпер (Matthew Herper).

При продаже топ-лекарственных препаратов, защищенных патентами, часто складывается впечатление, что цены на них не имеют ничего общего с законами спроса и предложения. Хотите ли вы, чтобы новое лекарство против холестерина стоило $2000 в год, а для лечения рака – $60000 в год, или, например, лекарство от редкого заболевания вашего ребенка за год обошлось вам в $300000? Но здесь нет места переговорам. Это – ваши деньги либо ваша жизнь.

Для Medicaid, например, снижение цен на лечение является обязательным по закону, но везде могут действовать и «свободные рыночные силы». Конечно, препаратам «мe too» и тем лекарствам, которым грозит окончание срока действия патента, приходится иметь дело с большими скидками. В то же время, ежегодный рост цен на продукцию фирм-производителей – это их способ частично справиться с этой проблемой. Конечно, если вы – человек без медицинской страховки и покупаете лекарства где-нибудь у Walgreen Company (вторая крупнейшая аптечная сеть в США, в 2010 году управляла более 7600 аптеками во всех штатах США – прим. переводчика), то вы, конечно «застряли» в прайс-листе.Скидки на $40 млрд. в год сокращают продажи фармацевтической промышленности, говорит Пратап Хедкар (Pratap Khedkar), главный эксперт в фармацевтическом маркетинге консультационной компании Associates ZS. Это известно, поскольку фарминдустрия сообщает, как валовый объем продаж (до скидки), так и чистый объем продаж (после скидки). Размер скидки – в среднем около 30% от объема продаж лекарственных препаратов, говорит Хедкар, но, он может быть и более 50% от валового объема продаж.«Эти цифры, скорее всего, не видны широкому потребителю», – говорит Хедкар. «Но между страховой компанией и фармацевтической компанией, это – очень эффективный свободный рынок».Тем не менее, ни одна компания не сообщает, сколько именно от валовой продажи отдельных препаратов, в конечном счете, возвращены плательщикам. Но есть способ заглянуть в «скрытый мир» скидок Большой Фармы. Каждый год, IMS Health публикует свои собственные списки данных по наиболее выписываемым и продаваемым лекарствам в стране. Но данные IMS охватывают валовый объем продаж в аптеках, т.е., до того, как такие скидки произойдут. Сравнивая валовой объем продаж по данным IMS, с отчетом продаж компании (для ценных бумаг и для бирж), становится возможным получить представление о том, сколько от валового объема продаж тех или иных лекарств возвращается компанией в виде скидок.


КАКИЕ СУММЫ ВОЗВРАЩАЮТ В ВИДЕ СКИДОК ФАРМКОМПАНИИ 
1 – IMS Health оценивает продажи в США ($, млрд)
2 – Компания сообщила о продажах в США ($, млрд)
3 – Расчетная скидка (%)

Препарат          1          2           3

Lipitor                $7.7     $5.0      35%

Plavix                $6.8      $6.6      3%

Nexium             $6.2      $2.4      61%

Abilify               $5.2      $4.0      24%

Advair               $4.6      $4.0      13%

Seroquel           $4.6       $3.3      27%

Singulair           $4.6       $3.5      23%

Crestor             $4.4       $3.1      30%

Cymbalta          $3.7      $3.2       14%

Humira             $3.5      $3.4        2%

Источник: IMS Health, сообщения компаний, аналитические документы

Недостатки такого счета: есть и другие факторы, которые могут влиять на разницу, в том числе, если препарат скупают оптовики в дополнительном перечне лекарств, в период временного повышения продаж. Но, вообще говоря, можно предположить, что основная часть различий обусловлена скидками.«В приведенной таблице» – пишет Мэтью Херпер – «я вычислил разницу между данными IMS и цифрами, которые сообщила Комиссия по ценным бумагам США. Если данные о продажах в США не были немедленно доступны, я взял их из данных продаж, имевшихся у аналитиков. Полученные итоговые результаты показывают, насколько сильно меняются некоторые цифры и позволяют высказать несколько преположений относительно того, почему так происходит».

В условиях внезапного наступления дженериков, Pfizer, кажется, дала максимальные скидки – чтобы удержать Lipitor в формулярах страховых компаниий, что, в конечном счете, привело к падению на 35% валовой выручки от продаж, по сравнению с 26% в прошлом году. Эти данные совпадают с отчетностью, а поддержка Lipitor окончательно зашла в тупик. Напротив, Bristol-Myers Squibb и Sanofi-Aventis, создатели Plavix, дали только 2,6% скидок от продаж. Да, Plavix был единственным препаратом в своем роде, и конкурентам из Eli Lilly и AstraZeneca не удалось свергнуть его.

Самые потрясающие скидки на Nexium, фиолетовые таблетки от изжоги, которые продает AstraZeneca и которые многие отмечали, как прекрасный пример препарата класса «me-too». Astra отдает 60% от валового объема продаж, скорее всего, полностью в виде скидки. В списке IMS по продажам, Nexium в стоит в качестве третьего бестселлера в стране – на основании цифр валовых продаж в $6,2 млрд. Но AstraZeneca сообщает в США по Nexium продажи только в $ 2,4 млрд. Почему? Поскольку люди хуже относятся к препаратам «me too», что уже плохо для компании, то и страховщики дополнительно могут использовать тот факт, что имеют возможность направлять потребителям замены – препарат Protonix общего действия или препараты Prilosec и Prevacid, заставляя тем самым Astra идти на уступки.

Лекарственные средства этой категории, кажется, имеют сходный уровень скидки. Crestor от Astra, препарат против холестерина, который конкурирует с Lipitor, кажется, дает 30% скидки. Нейролептики Seroquel (AstraZeneca) и Abilify (продается Otsuka и Bristol) дают скидки от 27% и 24%, соответственно. Представительница AstraZeneca Стефани Анджеевски (Stephanie Andrzejewski) написала по электронной почте, что компания не будет «обсуждать или раскрывать специфику вокруг скидок» для Nexium. Она добавила: «Что я могу сказать вам, кроме того, что AstraZeneca стремится помочь людям получить необходимые им лекарства, и мы прекрасно понимаем, что от наших лекарств не будет пациентам никакой пользы, если последние не смогут получить к ним доступ».

Хорошей новостью здесь является то, что в мире медицинского страхования и фармгигантов, свободный рынок, несомненно, оказывает влияние на цены препаратов. Плохая новость в том, что вы должны принимать участие в этом рынке, только будучи застрахованы должным образом, чтобы получить эти самые льготные тарифы. Люди, которые «придут с улицы», заплатят полную цену.
Источник: http://www.forbes.com


chemrar