Есть мнение, что министр здравоохранения — «расстрельная должность». Оно подкрепляется рассуждениями вроде «невозможно быть хорошим министром в отрасли, которая, как никакая другая, зависит от общего — не блестящего! — положения дел в стране, а касается при этом практически каждого ее гражданина». К этой небесспорной мысли мы еще вернемся.
За период с сентября 2007 по май 2012 года, т.е. за годы, когда Минздравсоцразвития РФ возглавляла Татьяна Голикова, ведомство регулярно и обоснованно критиковалось если не в центральной печати, то в электронных СМИ и блогосфере. Мало кто не слышал об арбидольном лобби, причудливых схемах госзакупок лекарств и дорогого медоборудования и о многом другом, что никак не вписывается в парадигму заботы о здоровье граждан.
Однако сегодня, подводя итог деятельности этого министерства, мы предпочли остановиться на ее положительных сторонах. В этой позитивной ретроспективе — продвижение программы родовых сертификатов, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, придание юридического статуса орфанным заболеваниям и другие нововведения, давно, впрочем, укоренившиеся в развитых странах.
По данным Минздрава, благодаря программе родовых сертификатов обращаемость беременных в женские консультации в настоящее время близка к 98 процентам. Фактор обращаемости играет ключевую роль в снижении младенческой и материнской смертности.
Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, которая в некоторых случаях является единственным шансом на спасение жизни и здоровья, по сравнению с 2006 годом выросло более чем в 5 раз. Если в 2006 году на ВМП выделялось 9,5 млрд. рублей, то на 2012 год запланировано уже 51,8 млрд. рублей. К этому виду помощи относятся хирургические вмешательства высокой степени сложности: неонатология и детская хирургия в период новорожденности, ЭКО, нейрохирургия, онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматологии и ортопедия, включая эндопротезирование, трансплантации.
За отчетный период — опять же, по данным Минздрава — повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи детям и сократилось время ожидания этой помощи: если в 2006 году ее получили 128 тысяч человек, включая 19,8 тысячи детей, то в 2011 эти показатели возросли почти в три раза — 322,7 тыс. чел., в т.ч. – 54,7 тысячи детей.
В конце 2011 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан РФ», который носит исключительно декларативный характер и содержит немало внутренних противоречий, которые были отражены ранее в публикациях МедНовостей. Тем не менее, и в этом лоббированом Минздравом и спорном правовом документе обнаружились достижения ведомства, на которые обращают внимание наши эксперты.
Екатерина Захарова, председатель правления Всероссийского общества редких (орфанных) заболеваний
«То, что в принятом федеральном законе есть понятие орфанных заболеваний — это огромный шаг. Его закрепление на законодательном уровне открывает перспективы для пациентов — это пробуждает интерес к разработке новых препаратов, даже отечественных, я уверена!»
2012 год объявлен годом орфанных заболеваний, и министерство здравоохранения не просто поддержало это на словах, оно поддержало это действиями. Были организованы передачи по радио, и по телевидению, и в своих выступлениях Татьяна Алексеевна (Голикова) и представители разных департаментов Минздрава говорили о редких болезнях, чтобы люди понимали, насколько важна эта тема.
Важно еще и то, что министерством налажен диалог с пациентами: представители общественных организаций могут встретиться с министром и поговорить, обсудить проблемы, высказать свое мнение. Организованный недавно Совет по защите прав пациентов — это еще один очень большой шаг.
Ян Власов, вице-президент российского комитета исследователей рассеянного склероза, председатель ОСП Росздравнадзора РФ, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии Самарского государственного медицинского университета
В работе Минздрава последних лет можно назвать несколько положительных моментов. Во-первых, министерство реально смогло привлечь средства в здравоохранение. Второе: появилась программа социоемких заболеваний, причем вместе с финансированием. Важно отметить, что это был даже не закон, не отдельно выделенная программа, это была строка в бюджете, которая была принята как некое политическое распоряжение, и эта строка была достаточно жестко контролируема.
Следующий положительный момент: министерство впервые за почти 20-летнюю историю стало менять основной закон о здравоохранении. Ряд его положений действительно устарели и требовали замены. Даже невзирая на то, что 100 процентов положений нового закона (ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ) абсолютно декларативны и не содержат в себе ни механизмов их реализации, ни финансового обоснования , в ряде случаев даже разграничение полномочий, кто что должен выполнять — тоже отсутствует, в этом законе есть позитив. Этим правовым документом задали формат и создали в здравоохранении некую крупную ячейку, которая показывает, что именно в этой области должно быть отрегулировано.
В последние годы в нашем здравоохранении появились новые термины. Кроме понятия орфанных заболеваний, законодательно закрепилось понятие паллиативная помощь, которого не было.
Наконец-то в закон введена строка о фактически государственной гарантии Минздрава на лекарственное обеспечение пациентов с семью ресурсоемкими заболеваниями, чего никогда не было, чего мы добивались 35 лет. Это программа «Семь нозологий», которая закреплена законодательно.
Наталья Томилина, главный нефролог Московского департамента здравоохранения, профессор, зав. кафедрой нефрологии Московского государственного медико-стоматологического университета
Благодаря этому составу министерства нефрология структурировалась в сознании руководителей здравоохранения как профессия. Чего не было. Министр Голикова в одном из своих недавних выступлений назвала в числе специалистов, которых необходимо готовить, нефрологов. Это вообще эпохальное событие, это впервые за историю отечественной нефрологии.
12 марта 2012 г. Минюстом РФ зарегистрирован Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2012 № 17-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нефрология». Это очень важно для нас, потому что он открывает нам дорогу к совершенствованию. Дело в том, что предыдущий порядок, если можно так сказать, приказ о том, какой должна быть нефрологическая помощь, был единственным, и он был издан в середине 1960-х годов. С тех пор все развивалось очень стихийно и хаотично, и по России стали даже закрываться отделения нефрологии. Скажем, открывается отделение диализа, но поскольку на это нужны деньги, отделение нефрологии ликвидируют. Но это нонсенс, потому что это работает в одной связке. Нынешний приказ Минздрава о порядке оказания нефрологической помощи структурирует службу.
Я как главный нефролог Москвы в свое время пыталась создать амбулаторную службу. Когда я приходила к руководителю департамента, он мне говорил: «Где приказ Минздрава? Вот будет приказ — и будет служба». Теперь я могу создавать службу. Мне нужны врачи, я сейчас как заведующая кафедрой напишу в департамент бумагу с просьбой направить мне на подготовку людей из числа терапевтов, и мы будем обучать и потом уже формировать службу.
Наконец, в конце прошлого года издан новый список жизненно важных лекарственных средств (ЖВЛС). Там до последнего времени были только эритропоэтины. Но очень важный для нас вопрос — лечение фосфорно-кальциевых нарушений — оставался за пределами внимания. Наконец нас услышали, включили в список самые современные и очень важные препараты, в первую очередь препарат под названием мимпара. (Это лекарство для предотвращения и лечения частого осложнения у больных на диализе, гиперпаратиреоза, при котором из костей вымываются фосфор и кальций).
Возвращаясь к тезису о «расстрельной должности» министра здравоохранения, можно в качестве антитезиса привести комментарий посетителя/читателя к одному из недавних сообщений МедНовостей. «Искренне надеюсь что новый министр здравоохранения честна и порядочна. По тем изменениям, которые видны даже на местах, это именно так! Мне как рядовому медработнику отрадно видеть, что моя любимая медицина потихоньку поднимается из провала коррупции и некомпетентности! Спасибо новому министру!»
Эти слова касаются реформы здравоохранения, проводимой не у нас. Но у ближайших соседей. В Казахстане. Оказывается, такое возможно.