300 тысяч рублей — такую сумму присудил суд Краснокамска в качестве компенсации морального вреда Татьяне Зотьевой, чью полуторагодовалую дочь врачи лечили от простуды, не разглядев пневмонии. И в итоге девочка погибла.
Утром 14 октября прошлого года у маленькой Софьи поднялась температура. Обеспокоенные родители принесли ребенка в местную амбулаторию — семья живет в Оверятах Краснокамского района. Участковый педиатр поставила диагноз «бронхит» и дала направление в детскую поликлинику райцентра.
— Там дали таблетку, сказали — ОРВИ, и отправили в инфекционное отделение Краснокамской городской больницы, — рассказывает в слезах Татьяна. — Врач в инфекционке послушала дочь, сообщила, что госпитализировать ее, в принципе, не с чем, мол, «режутся зубики» и… направила в детскую больницу. Там мы простояли больше часа, наконец врач поставила нам укол и отправила домой.
Легче малышке не становилось. Наоборот. Ближе к вечеру того же дня, когда семейство Зотьевых было уже дома, в Оверятах, у Софьи вновь поднялась температура. Не дожидаясь «Скорой», отец вновь повез девочку в Краснокамск, но по дороге ребенок… умер.
Судебно-медицинская экспертиза показала: внезапный недуг — ОРВИ, как посчитали медики, оказался крупозной пневмонией легких.
Смерть маленькой девочки перевернула все вверх дном в семье.
— Это было страшно, лучше не вспоминать, — продолжает мама девочки. — Мы с Семеном даже хотели развестись. Был и бой посуды, и истерики, но, слава богу, семья сохранилась.
А помог Зотьевым… приемный ребенок. Двухмесячную малышку Сашу Татьяна и Семен взяли из роддома, родная мать от крохи отказалась.
Татьяна и Семен женаты уже 11 лет и долго не могли родить ребенка. Первенец Кирилл появился на шестой год брака, через два с половиной года — Софья, но, к сожалению, человеческая нелепость не дала прожить ей больше полутора лет.
— Вчера Кирилл нарисовал картинку, где стоят четыре человечка — он, Саша и мы с Семеном. До этого он рисовал пять силуэтов, словно не хотел смириться, что Софьи больше нет, — говорит Татьяна.
Следователи следственного отдела по Краснокамску поначалу возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Однако дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
— Следствием было доказано, что родителям предлагалось лечь в инфекционное отделение краснокамской больницы, — рассказали корреспонденту «КП» в СУ СКР по Пермскому краю. — Однако они не захотели и уехали домой. Вечером, когда девочке вновь стало плохо, они вызвали «Скорую», но решили самовольно отвезти ребенка, где он и скончался.
В приемной главврача Краснокамской городской больницы перед нами захлопнули дверь, вежливо пояснив, что доктор занят и комментировать ситуацию не намерен…
А Татьяна, роняя слезы над фотографиями дочки, твердо стоит на своем: никто из докторов не предложил им тогда лечь в больницу, не рассказал, какая опасность грозит ее девочке.
В случае, если нет состава уголовного преступления, потерпевший может подать гражданский иск, где его жалоба будет рассматриваться не по уголовному, а уже по гражданско-правовому кодексу. Что и сделали Зотьевы.
9 октября этого года суд вынес решение — назначить сумму компенсации в 300 тысяч рублей. Зотьевы просили 3 миллиона.
КОММЕНТАРИЙ ПРАВОЗАЩИТНИКА
— С одной стороны, это выигрыш, — комментирует «Комсомолке» директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. — С другой — сумма компенсации не входит ни в какие рамки. Мы уже 15 лет ведем подобные дела: даже за причинение вреда здоровью без смертельного исхода людям присуждают куда большие суммы. К примеру, недавно женщина, у которой по вине врачей произошло повреждение желчных путей, отсудила компенсацию в миллион рублей. Другой женщине, у которой по этой же причине была совсем незначительная травма кровеносных сосудов, также присудили миллион. В данном случае мы намерены подавать кассацию, чтобы увеличить сумму.