Самые успешные лончи за последние 5 лет

В данной публикации, подготовленной по материалам исследования, проведенного компанией First Word analysis, речь пойдет о самых успешных лончах новых молекулярных соединений (далее — НМС), появившихся на мировом фармацевтическом рынке в период с 2006 по 2012 г.

В рамках данного исследования проанализированы НМС, одобренные Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food And Drug Administration — FDA), начиная с 2007 г. При сопоставлении объемов продаж не учитывались продажи нефармацевтических продуктов и вакцин. Начальной точкой отсчета принят 2007 г.

В 2012 г. общий объем продаж НМС 10 лидирующих фармацевтических компаний, одобренных FDA начиная с 2007 г., составил 14,8 млрд дол. США, что эквивалентно 4,9% общего объема продаж этих компаний за 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1 Топ-10 фармкомпаний по объему продаж НМС, одобренных с 2007 г., за 2012 г.
Компания Общий объем продаж за 2012 г., млн дол. Объем продаж НМС, одоб­ренных FDA
в 2007–2012 гг.,
за 2012 г. , млн дол.
Доля НМС в общем объеме продаж за 2012 г., %
Novartis 32153 3445 10,7
Johnson & Johnson 25351 2593 10,3
Bristol-Myers Squibb 17621 1495 8,5
GSK 28518 1282 4,5
Merck 35945 1515 4,2
Sanofi 30879 1265 4,1
Roche 37578 1238 3,3
Eli Lilly 20566 457 2,2
Pfizer 47496 1040 2,2
AstraZeneca 27925 449 1,6

Наиболее успешными по количеству рентабельных инновационных продуктов за 2007–2012 гг. являются компании Novartis и Johnson&Johnson. Доля продаж инновационных препаратов, одоб­ренных в этот период, составила в 2012 г. соответственно 10,7 и 10,3% общего объема продаж этих компаний. С 2007 г. FDA были одобрены такие инновационные препараты компании Novartis, как Gilenya, Tasigna и Afinitor. Новые продукты Johnson&Johnson — Stelara и Zytiga.

Bristol-Myers Squibb также имеет впечатляющие результаты с долей продаж инновационных препаратов (одобренных с 2007 г.) в размере 8,5% общего объема продаж в 2012 г. Такой высокий показатель обусловлен низким по сравнению с другими компаниями из топ-10 общим объемом продаж в 2012 г.(на уровне 17 млрд дол.) Ключевые НМС данной компании — Onglyza и Yervoy.

Противоположная ситуация характерна для AstraZenecа. Новое руководство компании столк­нулось с проблемой низкого объема продаж инновационных препаратов (одобренных с 2007 г.), который составляет 1,6% в структуре общей выручки за 2012 г. (более того — большая часть доходов компании получена от продажи продуктов, срок окончания патентной защиты которых ожидается в последующие 5 лет).

Компания Eli Lilly, доля продаж новых препаратов которой составляет 2,2% общего объема продаж, незначительно опережает AstraZenecа.

Аналогичная ситуация складывается и для компании Pfizer с долей продаж 2,2%, в то же время 2 препарата компании (Eliquis и Xeljanz), одобренные FDA в 2012 г., обладают значительным потенциалом. При этом следует учитывать опасения руководства компании, связанные с затянувшимся выходом данных продуктов на рынок.

Продукты компании Roche, одобренные с 2007 г., составили всего 3,3% объема продаж в 2012 г. Однако следует учитывать, что значительную долю продаж компании обеспечивают долгосрочные активы, а также продажи лучших в своем классе биопрепаратов. Как ожидается, объем продаж этих лекарственных средств после истечения срока действия патентной защиты не подвергнутся существенному сокращению (аналогичная ситуация и для препарата Lantus компании Sanofi).

Анализ показателей деятельности фармкомпаний, учитывая динамику развития научно-исследовательской деятельности, будет считаться ограниченным без увеличения исследуемого периода. Так, по ряду одобренных в 2012 г. препаратов ожидаются существенные результаты в ближайшие 10 лет.

Интересно отметить, что за счет увеличения исследуемого периода продаж НМС, одобренных с 2006 по 2012 г. (на один год), выручка, полученная от их продаж в 2012 г., увеличилась до 29 млрд дол. или приблизительно до 10% общего объема продаж всех 10 компаний за тот же год (табл. 2).

Таблица 2 Топ-10 фармкомпаний по объему продаж НМС, одобренных с 2006 г., в 2012 г.
Компания Общий объем продаж за 2012 г., млн дол. Объем продаж НМС, одоб­ренных FDA
в 2006–2012 гг.,
за 2012 г., млн дол.
Доля НМС в общем объеме продаж за 2012 г., %
Merck 35945 7518 20,9
Novartis 32153 5843 18,2
Johnson & Johnson 25351 3939 15,5
Bristol-Myers Squibb 17621 2514 14,3
Roche 37578 2818 7,5
Pfizer 47496 2946 6,2
GSK 28518 1282 4,5
Sanofi 30879 1265 4,1
Eli Lilly 20566 457 2,2
AstraZeneca 27925 449 1,6

О чем это говорит? В первую очередь о том, был ли 2006 г. особенно хорош с точки зрения лончей новых продуктов. Увеличение исследуемого периода позволило включить дополнительно 8 НМС, 5 из которых обеспечили продажи на уровне блокбастеров в 2012 г. При этом 2 инновационных препарата, одобренных в 2006 г., занимают лидирующие позиции по объему продаж в мире: Januvia компании Merck, объем продаж которого в 2012 г. достиг 5,7 млрд дол., и Lucentis, обеспечившего компаниям Novartis и Roche 4 млрд дол. за этот период (табл. 3).

Таблица 3 Рейтинг продаж 10 самых успешных НМС, выведенных на рынок с 2006 г., по объему продаж в 2012 г.
Продукт Компания Год лонча Продажи за 2012 г., млн дол.
Januvia Merck 2006 5745
Lucentis Novartis 2006 2398
Lucentis Roche 2006 1580
Isentress Merck 2007 1515
Invega Johnson & Johnson 2006 1346
Sutent Pfizer 2006 1236
Gilenya Novartis 2010 1195
Stelara Johnson & Johnson 2009 1025
Sprycel Bristol-Myers Squibb 2006 1019
Tasigna Novartis 2007 998

Сравнительный анализ продаж продуктов, одобренных FDA с 2006 г., по сравнению с таковыми за 2007 г., свидетельствуют о схожей ситуации для компаний Novartis, Johnson & Johnson и Bristol-Myers Squibb, имеющих наибольшую долю продаж новых продуктов (одобренных в 2007–2012 гг.) за 2012 г. Они демонстрируют существенный прирост данного показателя при увеличении анализируемого периода до 2006 г. В то же время при аналогичном увеличении анализируемого периода удельный вес компаний AstraZeneca и Eli Lilly вследствие продаж новых препаратов не увеличился, что подтверждает факт одобрения FDA только одного НМС каждой компании за период с 2005 г.

Исключением является компания Merck, демонстрирующая существенное увеличение доли продаж недавно одобренных препаратов (2006–2012 гг.) с 4,2 до 20,9%. Причиной повышения данного показателя является включение в анализ препарата Januvia (и смежного с ним Janumet), — наиболее успешного НМС, одобренного с 2006 г. Для сравнения, Lucentis занимает 2-ю позицию в рейтинге успешных НМС, за которым следует другой препарат компании Merck — Isentress, обеспечивший 1,5 млрд дол. в структуре продаж данной компании за 2012 г.

Как отмечено в исследовании, на современном мировом фармрынке препарат Januvia является анахронизмом (см. табл. 3). Последнее ли это возвращение к золотому веку препаратов-блокбастеров? Следует отметить, что компания Merck становится сильно зависимой от продаж препарата Januvia, следовательно, она более подвержена рискам, связанными с окончанием действия патентной защиты. Актуальность данного вывода усиливается тем, что компания имеет ограниченное количество НМС, одобренных с 2007 г. Более наглядным примером зависимости от отдельного препарата является компания AbbVie, доля продаж одного препарата Humira которой составляет 45% общего объема продаж. AbbVie не включена в рейтинг из-за отсутствия успешных НМС с 2006 г.

По материалам www.firstwordpharma.com

apteka.ua