В рамках данного исследования проанализированы НМС, одобренные Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food And Drug Administration — FDA), начиная с 2007 г. При сопоставлении объемов продаж не учитывались продажи нефармацевтических продуктов и вакцин. Начальной точкой отсчета принят 2007 г.
В 2012 г. общий объем продаж НМС 10 лидирующих фармацевтических компаний, одобренных FDA начиная с 2007 г., составил 14,8 млрд дол. США, что эквивалентно 4,9% общего объема продаж этих компаний за 2012 г. (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-10 фармкомпаний по объему продаж НМС, одобренных с 2007 г., за 2012 г. |
Компания | Общий объем продаж за 2012 г., млн дол. | Объем продаж НМС, одобренных FDA в 2007–2012 гг., за 2012 г. , млн дол. |
Доля НМС в общем объеме продаж за 2012 г., % |
---|---|---|---|
Novartis | 32153 | 3445 | 10,7 |
Johnson & Johnson | 25351 | 2593 | 10,3 |
Bristol-Myers Squibb | 17621 | 1495 | 8,5 |
GSK | 28518 | 1282 | 4,5 |
Merck | 35945 | 1515 | 4,2 |
Sanofi | 30879 | 1265 | 4,1 |
Roche | 37578 | 1238 | 3,3 |
Eli Lilly | 20566 | 457 | 2,2 |
Pfizer | 47496 | 1040 | 2,2 |
AstraZeneca | 27925 | 449 | 1,6 |
Наиболее успешными по количеству рентабельных инновационных продуктов за 2007–2012 гг. являются компании Novartis и Johnson&Johnson. Доля продаж инновационных препаратов, одобренных в этот период, составила в 2012 г. соответственно 10,7 и 10,3% общего объема продаж этих компаний. С 2007 г. FDA были одобрены такие инновационные препараты компании Novartis, как Gilenya, Tasigna и Afinitor. Новые продукты Johnson&Johnson — Stelara и Zytiga.
Bristol-Myers Squibb также имеет впечатляющие результаты с долей продаж инновационных препаратов (одобренных с 2007 г.) в размере 8,5% общего объема продаж в 2012 г. Такой высокий показатель обусловлен низким по сравнению с другими компаниями из топ-10 общим объемом продаж в 2012 г.(на уровне 17 млрд дол.) Ключевые НМС данной компании — Onglyza и Yervoy.
Противоположная ситуация характерна для AstraZenecа. Новое руководство компании столкнулось с проблемой низкого объема продаж инновационных препаратов (одобренных с 2007 г.), который составляет 1,6% в структуре общей выручки за 2012 г. (более того — большая часть доходов компании получена от продажи продуктов, срок окончания патентной защиты которых ожидается в последующие 5 лет).
Компания Eli Lilly, доля продаж новых препаратов которой составляет 2,2% общего объема продаж, незначительно опережает AstraZenecа.
Аналогичная ситуация складывается и для компании Pfizer с долей продаж 2,2%, в то же время 2 препарата компании (Eliquis и Xeljanz), одобренные FDA в 2012 г., обладают значительным потенциалом. При этом следует учитывать опасения руководства компании, связанные с затянувшимся выходом данных продуктов на рынок.
Продукты компании Roche, одобренные с 2007 г., составили всего 3,3% объема продаж в 2012 г. Однако следует учитывать, что значительную долю продаж компании обеспечивают долгосрочные активы, а также продажи лучших в своем классе биопрепаратов. Как ожидается, объем продаж этих лекарственных средств после истечения срока действия патентной защиты не подвергнутся существенному сокращению (аналогичная ситуация и для препарата Lantus компании Sanofi).
Анализ показателей деятельности фармкомпаний, учитывая динамику развития научно-исследовательской деятельности, будет считаться ограниченным без увеличения исследуемого периода. Так, по ряду одобренных в 2012 г. препаратов ожидаются существенные результаты в ближайшие 10 лет.
Интересно отметить, что за счет увеличения исследуемого периода продаж НМС, одобренных с 2006 по 2012 г. (на один год), выручка, полученная от их продаж в 2012 г., увеличилась до 29 млрд дол. или приблизительно до 10% общего объема продаж всех 10 компаний за тот же год (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-10 фармкомпаний по объему продаж НМС, одобренных с 2006 г., в 2012 г. |
Компания | Общий объем продаж за 2012 г., млн дол. | Объем продаж НМС, одобренных FDA в 2006–2012 гг., за 2012 г., млн дол. |
Доля НМС в общем объеме продаж за 2012 г., % |
---|---|---|---|
Merck | 35945 | 7518 | 20,9 |
Novartis | 32153 | 5843 | 18,2 |
Johnson & Johnson | 25351 | 3939 | 15,5 |
Bristol-Myers Squibb | 17621 | 2514 | 14,3 |
Roche | 37578 | 2818 | 7,5 |
Pfizer | 47496 | 2946 | 6,2 |
GSK | 28518 | 1282 | 4,5 |
Sanofi | 30879 | 1265 | 4,1 |
Eli Lilly | 20566 | 457 | 2,2 |
AstraZeneca | 27925 | 449 | 1,6 |
О чем это говорит? В первую очередь о том, был ли 2006 г. особенно хорош с точки зрения лончей новых продуктов. Увеличение исследуемого периода позволило включить дополнительно 8 НМС, 5 из которых обеспечили продажи на уровне блокбастеров в 2012 г. При этом 2 инновационных препарата, одобренных в 2006 г., занимают лидирующие позиции по объему продаж в мире: Januvia компании Merck, объем продаж которого в 2012 г. достиг 5,7 млрд дол., и Lucentis, обеспечившего компаниям Novartis и Roche 4 млрд дол. за этот период (табл. 3).
Таблица 3 | Рейтинг продаж 10 самых успешных НМС, выведенных на рынок с 2006 г., по объему продаж в 2012 г. |
Продукт | Компания | Год лонча | Продажи за 2012 г., млн дол. |
---|---|---|---|
Januvia | Merck | 2006 | 5745 |
Lucentis | Novartis | 2006 | 2398 |
Lucentis | Roche | 2006 | 1580 |
Isentress | Merck | 2007 | 1515 |
Invega | Johnson & Johnson | 2006 | 1346 |
Sutent | Pfizer | 2006 | 1236 |
Gilenya | Novartis | 2010 | 1195 |
Stelara | Johnson & Johnson | 2009 | 1025 |
Sprycel | Bristol-Myers Squibb | 2006 | 1019 |
Tasigna | Novartis | 2007 | 998 |
Сравнительный анализ продаж продуктов, одобренных FDA с 2006 г., по сравнению с таковыми за 2007 г., свидетельствуют о схожей ситуации для компаний Novartis, Johnson & Johnson и Bristol-Myers Squibb, имеющих наибольшую долю продаж новых продуктов (одобренных в 2007–2012 гг.) за 2012 г. Они демонстрируют существенный прирост данного показателя при увеличении анализируемого периода до 2006 г. В то же время при аналогичном увеличении анализируемого периода удельный вес компаний AstraZeneca и Eli Lilly вследствие продаж новых препаратов не увеличился, что подтверждает факт одобрения FDA только одного НМС каждой компании за период с 2005 г.
Исключением является компания Merck, демонстрирующая существенное увеличение доли продаж недавно одобренных препаратов (2006–2012 гг.) с 4,2 до 20,9%. Причиной повышения данного показателя является включение в анализ препарата Januvia (и смежного с ним Janumet), — наиболее успешного НМС, одобренного с 2006 г. Для сравнения, Lucentis занимает 2-ю позицию в рейтинге успешных НМС, за которым следует другой препарат компании Merck — Isentress, обеспечивший 1,5 млрд дол. в структуре продаж данной компании за 2012 г.
Как отмечено в исследовании, на современном мировом фармрынке препарат Januvia является анахронизмом (см. табл. 3). Последнее ли это возвращение к золотому веку препаратов-блокбастеров? Следует отметить, что компания Merck становится сильно зависимой от продаж препарата Januvia, следовательно, она более подвержена рискам, связанными с окончанием действия патентной защиты. Актуальность данного вывода усиливается тем, что компания имеет ограниченное количество НМС, одобренных с 2007 г. Более наглядным примером зависимости от отдельного препарата является компания AbbVie, доля продаж одного препарата Humira которой составляет 45% общего объема продаж. AbbVie не включена в рейтинг из-за отсутствия успешных НМС с 2006 г.