Synovate Comcon: Средние затраты посетителей аптек составили 1 460 руб. за квартал

56% городских жителей старше 16 лет за 3 месяца совершали в аптеках покупки, тратя в среднем около 1 460 рублей. Такие данные получены в 4 квартале 2012 г. в рамках исследования HealthIndex, проведенного компанией Synovate Comcon с участием 6 605 респондентов старше 16 лет из 47 городов России.

Сравнение данных по кварталам позволяет сделать вывод о сезонности в количестве покупателей в аптеках, а также в затратах на приобретение лекарственных средств. В то же время в 4 квартале 2012 года затраты остались на уровне аналогичного периода 2011 года, что можно объяснить пиком заболеваемости гриппом и ОРВИ, пришедшимся на начало 2013 года. В целом же в отношении затрат на покупку медикаментов наблюдается положительная динамика: в 2012 году средние затраты по сравнению с 2011 годом выросли на 7%. В то же время в последние два года рост замедлился: в 2009 г. он составлял 13%, в 2010 – 14%, в 2011 – 5%.

Среди женщин покупали лекарственные средства 71%, среди мужчин – 38%. При этом их квартальные затраты на приобретение лекарств отличаются несущественно: 1 490 и 1 380 рублей соответственно.

Среди наиболее молодых респондентов (16-24 года) за последние 3 месяца совершали покупки в аптеках 41% опрошенных, а их затраты на 30% меньше, чем среди всех покупателей. С увеличением возраста эти показатели возрастают. Максимальную сумму на покупку лекарственных средств расходуют россияне в возрасте 55-64 лет: среди них покупают лекарства 61% и их траты на 11% больше, чем среди всех покупателей в целом. Среди пожилых людей (65+ лет) доля покупавших медикаменты хотя бы раз за последние три месяца достигает 75%, а расходы в 4 кв. 2012 больше средних на 8%.

Жители мегаполисов в среднем также тратят значительно больше. В городах-миллионниках средние затраты на покупку медикаментов больше, чем среди всего городского населения на 18%, а в городах с меньшей численностью населения (от 100 тыс. до 1 млн.) – на 14% меньше.

Чем чаще люди посещают аптеки, тем больше их средние затраты: среди посещавших аптеки раз в неделю и чаще расходы составили на 66% больше, чем в среднем среди всех посетителей; среди посещавших от раза в месяц до раза в неделю – больше на 8%; а среди тех, кто посещал аптеки реже одного раза в месяц – меньше на 39%.

Исследование HealthIndex по изучению мнения и поведения конечных потребителей проводится на ежеквартальной основе на базе всероссийского исследования «Российский индекс целевых групп». Выборка исследования охватывает городское население России: более 26 тыс. респондентов в год в 50 городах (с населением от 100 тыс. человек). Генеральная совокупность исследования – 57,1 млн. человек.


ФВ