Китай уверенно занимает первое место в списке крупнейших российских внешнеэкономических партнеров, на его долю в стоимостном выражении приходится около 15,6% российского импорта. Продукция фармацевтической промышленности составляет его заметную часть. Однако на фоне роста поставок легальных медикаментов и субстанций растет и доля контрафакта.
Российско-китайский товарооборот стабильно растет из года в год, приближаясь к 100 млрд долл. США. Фармацевтическая продукция является одной из наиболее заметных составляющих этого потока. Для КНР в последние годы мы прочно вошли в список ключевых покупателей не только фармацевтического сырья, но и готовых лекарственных средств. Более того, учитывая факт вступления России в ВТО, можно ожидать дальнейшего расширения российско-китайского сотрудничества и увеличения доли лекарств китайского производства на полках российских аптек.
Хорошо это или плохо, вопрос непростой. С одной стороны, рост китайского влияния на отечественном фармрынке — естественный и вполне понятный процесс, обусловленный реальностями современного мира, однако есть и обратная сторона медали.
Лидеры «рынка»
Китай также является уверенным лидером по объему производства контрафактных лекарств. Второе место в этом печальном рейтинге занимает Индия, третье — Россия. Именно в этих странах, по данным Международного института по борьбе с контрафактными медикаментами, находятся крупнейшие заводы по производству нелегальной фармацевтической продукции с годовым оборотом в десятки миллиардов долларов.
Отчет ВОЗ № N°275 от 2012 г. достаточно четко свидетельствует, что на сегодняшний день подделываются как патентованные препараты, так и дженерики, причем подделываются все виды лекарственных средств — от препаратов, предназначенных для лечения состояний, представляющих угрозу для жизни, до недорогих аналогов обезболивающих и антигистаминных средств. Даже в развитых странах регулярно выявляются крупные партии поддельных лекарств. Показательно, что по итогам прошлого года в Евросоюзе именно фальшивые медикаменты стали лидером по количеству случаев конфискации почтовых отправлений таможенными службами ЕС. Так, недавно завершившаяся очередная проверка интернет-аптек, проведенная силами Интерпола, выявила поддельных лекарств более чем на 30 млн евро. Про страны Африки и Азии в этом отношении и говорить не приходится. Позволю напомнить лишь последний громкий случай — смерть 84 детей в Нигерии от поддельного сиропа от кашля.
Новости законодательства
Увы, но чрезвычайно высокая доходность торговли фальшивыми лекарствами (значительно превышает прибыльность от торговли наркотиками, работорговли и других криминальных видов бизнеса) постоянно привлекает к себе поток денег и исполнителей-преступников. В России до сих пор законодательство не предполагает адекватной ответственности за изготовление поддельных лекарств, хотя сегодня есть определенные подвижки в этом вопросе. В частности, на общественное обсуждение вынесен проект закона «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения», предусматривающий введение в Российской Федерации уголовной ответственности за фальсификацию лекарственных средств, вплоть до лишения свободы.
Согласно этому законопроекту (размещен на Едином портале раскрытия информации нормативно-правовых актов) «производство, изготовление, ввоз в Российскую Федерацию, хранение, перевозка, транспортировка, отпуск, реализация, передача фальсифицированных лекарственных средств, вспомогательных веществ и медицинских изделий» будет наказываться «лишением свободы на срок от трех до пяти лет». Закон, несомненно, нужный, хотя и несколько «страшноватый» для фармбизнеса, и в особенности для аптечного сегмента. Фраза про «отпуск и реализацию» в законопроекте есть, а поймать аптекаря по определению намного проще, чем реального преступника. В общем, что из этого всего выйдет, время покажет.
Аптекари, будьте бдительны!
В Китае, в отличие от России, с контрафактными лекарствами борются, и весьма активно: ежегодно выявляют сотни тысяч (!) случаев изготовления и сбыта поддельной фармацевтической продукции, причем преступники регулярно привлекаются к уголовной ответственности по всей строгости закона. Лидирующие позиции Китая на рынке контрафакта в сочетании с ростом объема закупок китайской фармацевтической продукции российскими компаниями создают реальную опасность дальнейшего увеличения доли поддельных лекарств не только в аптечном сегменте, но и на всем рынке. В этих условиях хочется обратиться к профессиональному сообществу: «Коллеги, будьте внимательны и бдительны! В преддверии возможной очередной волны поставок контрафактных медикаментов сохраняйте предельную осторожность в отношении выбора поставщиков и производителей продукции, а при подозрениях на ее недоброкачественность непременно обращайтесь в территориальные органы Росздравнадзора».
Владимир Корнюшин
ФВ
Неужели кто нибудь еще верит в чудеса что китайская или индийская продукция готовых средств может быть качественной? Разовые партии могут оказаться нормальными, но надеяться на постоянный контроль качества от урожденного жулья по натуре? Я понимаю что сырье еще можно очистить от примесей когда оно поступило в Россию и использовать по назначению под тщательным контролем. Ведь среднемировые цены активных ингредиентов соответствующих стандартам качества ЕС достаточно близки.