Самый сильный яд в мире будет использоваться для борьбы с аритмией во время операций

Идея создания сверхэффективного лекарства на основе самого сильного яда в мире принадлежит новосибирским хирургам из НИИ патологии и кровообращения им. Е.И. Мешалкина (НИИПК) – директору Александру Караськову и его заместителю по научно-экспериментальной работе Евгению Покушалову. Раствор планируют применять во время операций на сердце, совершая инъекцию, чтобы купировать опасную для жизни аритмию.

Сейчас препарат на базе ботулотоксина проходит доклинические испытания в Новосибирском институте органической химии им. Н.Н. Ворожцова (НИОХ СО РАН), рассказал руководитель отдела медицинской химии Нариман Салахутдинов.

– Это прорыв в кардиологии. Революционность препарата заключается и в технологии его создания, ведь бутолотоксин – самый высокий токсикант в мире. Понимая механизм его действия, ведущие кардиохирурги смогли использовать его «точечно» – для нарушения передачи в нерве, – рассказал «ФВ» директор «ИФАР» (участник проекта) Вениамин Хазанов. – Один укол – и всё, нарушение сердечного ритма во время операции устранено. При этом терапевтическая доза столь мала, что вещество невозможно обнаружить в плазме крови человека ни одним из доступных методов анализа. А значит, препарат будет лишен побочных эффектов.

Ботулотоксин представляет собой белок в форме двойной полипептидной цепи, включающей тяжелую и легкую части. В организме человека тяжелая цепь обеспечивает связь с нервными окончаниями и поглощение клеткой токсина, а легкая расщепляет определенные белки, ответственные за мембранное слияние, которое и нарушает ботулотоксин: полный эффект от его действия должен прервать нервно-мышечную передачу. Данное свойство и позволяет остановить аритмию точечно, не поражая прилегающие ткани.

Ученым НИОХ СО РАН предстояло снизить токсический эффект от действия препарата и пролонгировать его действие. Химикам удалось создать композицию, включающую в себя хитозан, который позволяет повысить продолжительность действия препарата и его биологическую активность, а также уменьшить вредные эффекты.

– С нашей разработкой мы можем увеличить время действия ботулотоксина в разы, и значительно снизить его количество, вводимое в организм, а также уменьшить побочное действие в виде нежелательной денервации других мышц, — говорит Нариман Салахутдинов.

Проведение доклинических исследований было поддержано Минпромторгом РФ, который выделил 33 млн рублей в рамках госконтракта, еще 11 млн рублей исследователи привлекли из внебюджетных источников. В работе задействовано три организации: томская компания «ИФАР» (Инновационные фармакологические разработки) изучает токсичность препарата, НИОХ работает над выработкой вещества и ее регламентом, аналитическими методиками и фармакогенетикой, а НИИПК проводит испытания на животных, в том числе — на минипигах.

Следующий этап – клинические испытания, на которые необходимо более 80 млн рублей. Пока их источник неизвестен в связи с изменением схемы субсидирования клинических испытаний инновационных препаратов в 2016 году.

– Обычно клинические испытания занимают пять лет, но мы сделаем всё, чтобы уложится в три года. Учитывая, что базой для исследований выступит НИИПК, это вполне реально, – отмечает Вениамин Хазанов. – Поскольку ведущий кардиологический институт страны участвует в этом проекте, препарат войдет в практику сразу после получения регистрационного удостоверения. Технологии и навыки специалистов НИИПК востребованы во всем мире, а значит, и этот препарат найдет широкое применение.

Еще одна проблема связана с производством ботулотоксина в России, который в советское время в качестве яда синтезировали заводы в Омутнинске и Бердске. Но сейчас компетенции были потеряны, и источников чистого вещества на территории страны нет. Исследователи работают с немецким ботулотоксином.


Ольга Коберник
«Фармацевтический вестник»