Аналитики RNC Pharma представили данные об объеме онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам I—II кварталов 2024 года. Прирост относительно прошлого года составил 28,8% в рублях. Динамику в основном определял лекарственный ассортимент. Только 4,5% от общего объема продаж лекарств через канал e-com реализуется в формате доставки до потребителя.
Суммарный объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента (лекарства + парафармацевтика) в России по итогам I—II кварталов 2024 года составил 199,1 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), следует из данных RNC Pharma. Прирост относительно аналогичного периода 2023 года в рублях составил 28,8%. В основном динамику определял лекарственный ассортимент, его объемы продаж за год выросли на 36,2%. Это опережает общие темпы развития отечественной фармрозницы, которые обеспечили в анализируемом периоде прирост на уровне 16,9%. Аналитики также отмечают, что продажи нелекарственного ассортимента в рамках онлайн-канала за этот период выросли всего на 12,5%.
Доля покупок лекарств с доставкой по итогам I—II кварталов текущего года составила всего 0,85% от общего денежного объема российской фармрозницы или порядка 4,5% от общего объема продаж препаратов в канале e-com. Эта доля последовательно повышается на протяжении последних лет: по итогам 2023 года с доставкой приобреталось 0,66% товаров, а в 2022 году — 0,58%.
Общая доля онлайн-канала в фармрознице по состоянию на I—II кварталы 2024 года побила исторический рекорд на уровне 19,2%. Годом ранее, по итогам I—II кварталов прошлого года, этот показатель был зафиксирован на уровне 17,5%. Суммарная выручка организаций, формирующих ТОР20 в анализируемом периоде, достигла 178,8 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а доля топовых компаний в общем объеме российского канала e-com, с учетом нелекарственного ассортимента, составляет таким образом 89,8%. По данным аналитиков, уровень концентрации здесь несколько ниже, чем фиксировался в аналогичном периоде прошлого года, но в целом за последние полтора года он стабильно колеблется вокруг 90%.
В рейтинге только четыре компании демонстрируют сокращение объема продаж в рамках канала e-com. Речь идет о довольно большом разбросе: начиная от коррекции на -3% у компании «Монастырёв.рф» до заметного падения на 36% у «Планеты Здоровья». Годом ранее эти компании показывали положительную динамику, но общие темпы развития канала e-com в I—II кварталах 2023 года были значительно ниже, чем сейчас.
Максимальный показатель прироста зафиксирован у проекта Polza.ru фармдистрибьютра «Пульс»: относительно I—II кварталов 2023 года продажи выросли более чем в три раза. Второй результат демонстрирует «Аптечная сеть 36,6»: здесь близкая динамика, объем реализации через канал e-com вырос в 2,8 раза. Однако причины динамики различны: если «Пульс» наращивает число партнеров, расширяя охват сервисом своих текущих клиентов, то «Аптечная сеть 36,6» продолжает процесс интеграции бизнеса сетей «ЛекОптТорг» и «Родник здоровья». Учитывая, что процесс поглощений розничных компаний в первой половине 2024 года заметно активизировался, в ближайшее время можно ожидать серьезного роста онлайн-бизнеса таких аптечных сетей, как «Ригла» и «Неофарм». Аналитики также отмечают рост выручки в два раза сети «Алоэ», а сеть «Апрель» при сохранении существующих темпов развития уже к концу года легко сможет претендовать на вторую строчку в рейтинговой таблице.
ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам I—II кварталов 2024 года
№ | Компания* | Центральный офис | Объем валовых e-com-продаж в I—II кв. 2024, млрд руб. | Прирост продаж относительно I—II кв. 2024, %, руб. | Доля1 на розничном коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам I—II кв. 2024, %, руб. |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 44,1 | 27 | 4,3 |
2 | Ригла | Москва | 19,3 | 30 | 1,9 |
3 | Апрель | Краснодар | 18,9 | 92 | 1,8 |
4 | Еаптека | Москва | 15,2 | 16 | 1,5 |
5 | Здравсити | Москва | 11,9 | 55 | 1,1 |
6 | Ютека | Москва | 10,9 | 76 | 1,0 |
7 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 10,5 | 178 | 1,0 |
8 | ИРИС | Москва | 9,0 | 39 | 0,9 |
9 | Неофарм2 | Москва | 7,4 | -15 | 0,7 |
10 | Фармленд | Уфа | 6,4 | 47 | 0,6 |
11 | Здоров.ру | Москва | 3,9 | 5 | 0,4 |
12 | Polza.ru | Уфа | 3,1 | 204 | 0,3 |
13 | Планета Здоровья2 | Пермь | 2,9 | -36 | 0,3 |
14 | Монастырёв.рф | Владивосток | 2,8 | -3 | 0,3 |
15 | Вита (Самара)2 | Самара | 2,6 | -25 | 0,2 |
16 | АСНА | Москва | 2,4 | 14 | 0,2 |
17 | Имплозия2 | Самара | 2,3 | 5 | 0,2 |
18 | Алоэ (ранее Эдифарм) | Санкт-Петербург | 2,1 | 101 | 0,2 |
19 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья2 | Новосибирск | 1,8 | 10 | 0,2 |
20 | Максавит (включая 36,7С) | Нижний Новгород | 1,4 | 16 | 0,1 |
1 Доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ.
2 Экспертная оценка. |
|||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
* В числе представителей сегмента e-com учитываются только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция. Также в данных объемах не включена выручка представителей «серого» онлайн-бизнеса, связанного с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики.
Фото: 123rf.com
Дина Коблова
pharmvestnik