Блогеры помогли довести до суда дело о смерти 7-летнего мальчика

Андрюша Котенок погиб после того, как неудачно упал с велосипеда. Источник: фото предоставлено Забайкальским правозащитным центром

Дело о смерти 7-летнего Андрюши Котенка передано в суд

В Забайкальском крае двое врачей предстанут перед судом. Их обвиняют в причинении гибели по неосторожности шестилетнему Андрюше Котенку. Прошлым летом ребенок упал с велосипеда и получил травму почки. Однако медики двух больниц не смогли его спасти: хирургическое вмешательство запоздало больше чем на сутки, и мальчик не пришел в себя после наркоза. Родные и правозащитники добились возбуждения уголовного дела лишь через полгода после происшествия, когда история трагической гибели Андрюши попала в СМИ.

В Забайкалье завершено расследование обстоятельств гибели шестилетнего Андрюши Котенка. Материалы уголовного дела в отношении бывших хирурга и анестезиолога Жирекенского отделения Чернышевской районной больницы переданы в суд. Об этом GZT.RU сообщил старший помощник руководителя СУ СК РФ по Забайкальскому краю Егор Марков. Медикам предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

Смерть Андрюши Котенка

Речь идет об инциденте, произошедшем в поселке Усть-Карск 11 июня 2010 года. Гостивший у бабушки Андрюша катался на велосипеде и неудачно упал с него, ударившись правым боком о руль. С жалобами на сильные боли мальчика привезли в Усть-Карскую участковую больницу. Однако там не оказалось ни наркоза, ни анестезиолога, ни даже машины, чтобы отвезти «тяжелого» пациента в другое лечебное учреждение.

Усть-Карск

Поселок городского типа в Сретенском районе Забайкальского края. Расположен на реке Шилка (бассейн Амура), в 123 км к северо-востоку от ж.д. станции Сретенск. Население— около 2 тыс. жителей.

В октябре 2007 года была торжественно открыта Усть-Карская участковая больница. Как сообщала тогда Читинская ГТРК, на ее строительство было потрачено около 40 млн рублей, как из местного, так и регионального бюджетов. Главврач Сергей Корнилов обещал журналистам позаботиться о комплектации новой больницы и необходимыми специалистами, и аппаратурой, выразив надежду на действующий в России нацпроект. При этом сообщалось, что в больнице было установлено самое современное оборудование, которому «могут позавидовать больницы областного центра». В том числе операционная, с появлением которой главврач Сергей Корнилов «всерьез задумался о ставках хирурга и анестезиолога». Видимо, за три года главврач так и не смог додумать эту мысль.

По словам родных мальчика, главный врач и хирург больницы Сергей Корнилов договорился с ними, что они на своей машине отвезут ребенка в соседний район, и перепоручил мальчика заботам медсестры, а сам отправился отмечать юбилей друга.

После трудного пятичасового переезда из одного района в другой (150 километров) малышу стало еще хуже. В Жирикенской районной больнице, несмотря на разрыв почки (видимо, он случился как раз по дороге), большую кровопотерю, гематому и травматический шок I-II степени, его прооперировали лишь на следующий день. После этого мальчик так и не пришел в себя, а к вечеру умер.

Однако добиться возбуждения уголовного дела юристы Забайкальского правозащитного центра сумели лишь через полгода после гибели Андрюши, и то после того, как шокирующие факты смерти Андрюши получили широкую общественную огласку.

Медицинская тайна

В СУ СК по Забайкалью не называют фамилий обвиняемых, но они известны. Речь идет о 39-летнем хирурге Жирикенской больницы Владимире Капусте и 41-летнем анестезиологе-реаниматологе Михаиле Ермолаеве.

Как показала судмедэкспертиза, Андрюша скончался из-за острой кровопотери, которая повлекла отек головного мозга и легких. Кровопотеря наступила в результате позднего оперативного вмешательства и позднего переливания мальчику эритромассы.

Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" пришла к выводу, что Андрюше была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества Источник: фото предоставлено Забайкальским правозащитным центром

Как сообщают в СУ СК, следствием собрана достаточная доказательственная база. 20 мая было утверждено обвинительное заключение, и уголовное дело было направлено в суд Чернышевского района для рассмотрения по существу. Во время следствия оба врача уволились из больницы по собственному желанию и сейчас ждут суда.

Перспективы дела

Между смертью мальчика и возбуждением дела прошло полгода. От момента возбуждения до передачи дела в суд— пять месяцев. Дата первого заседания пока не определена, но юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев рассчитывает, что процесс начнется уже в июне. По его словам, обвиняемые частично признают вину. Кроме того, после шумихи, которую эта трагическая история вызвала в СМИ и блогосфере, дело идет на удивление споро.

Например, удалось быстро получить результаты дополнительного комиссионного судебно-медицинского исследования. Его провели в кратчайшие сроки, а не поставили в очередь, расписанную на годы вперед, как это бывает. И если ранее главный хирург края Саклаков в беседе с GZT.RU называл смерть мальчика «неуправляемой» и видел ее непосредственную причину в «неудачном стечении обстоятельств», то позже комиссия медиков все-таки признала вину врачей.

«Я первый раз за всю свою практику видел заключение лечебно-контрольной комиссии, полностью изобличающее врачей»,— признался Сукачев.

Читайте полное заключение по материалу собственной проверки Забайкальского правозащитного центра

Впрочем, у правозащитников еще остались дела. Пока главврач Корнилов даже не является фигурантом уголовного дела. Из-за того, что больница находится в другом районе, материалы проверки в отношении него в свое время были выделены в отдельное производство и направлены по подследственности в Сретенский межрайонный следственный отдел. Решение по ним до сих пор не принято. Как рассказал GZT.RU Роман Сукачев, однажды проверка по Корнилову уже была прекращена: прокурор не обнаружил в действиях врача состава преступления. Но недавно по настоянию правозащитников ее начали снова.

Кроме того, по словам Сукачева, родные погибшего мальчика готовятся на первом судебном заседании подать гражданский иск по компенсации морального вреда. Какую сумму потребовать, еще не решили, да это и не слишком важно: потерпевшая сторона рассматривает компенсацию как еще один способ наказать медиков. Пока претензии адресованы лишь к двум обвиняемым, но после вынесения приговора последует иск и к больнице.


Марина Юршина
gzt.ru