Объем производства фармацевтической продукции в 2011 г. снизился по сравнению с 2010 г. на 8,8% (в упаковках), пишет «Прайм» со ссылкой на оперативный доклад Росстата (абсолютных цифр Росстат не дает). Доля импортных лекарств в 2011 г. почти не изменилась и составила 39%, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Главная причина снижения объемов производства — в изменении потребительских предпочтений, считает Шуляк: на дешевые препараты спрос снижается, а на более дорогие — растет, при этом одна пачка дорогого лекарства заменяет несколько пачек дешевого. За девять месяцев 2011 г. продажи угля активированного, валидола, корвалола, диазолина и тауфона снизились на 20 млн упаковок, приводит пример эксперт. Одновременно растет средневзвешенная стоимость отечественных лекарств: за прошлый год она, по данным DSM Group, увеличилась на 16%.
Объем заказов дистрибуторов на дешевые лекарства действительно снижается, подтверждает Иван Глушков, заместитель гендиректора Stada CIS: люди переключаются на более дорогие лекарства, кроме того, из-за регулирования цен на жизненно важные препараты дистрибуторам невыгодно работать с дешевыми лекарствами, ведь оптовая наценка на них ниже. За девять месяцев 2011 г. средняя стоимость упаковки у фармдистрибутора «Протек» повысилась на 13% с 94 до 106 руб., количество позиций прайс-листа сократилось примерно на 6%, сообщала компания. Средняя стоимость упаковки растет за счет перераспределения структуры продаж в пользу более дорогих препаратов, рассказывал во время телефонной конференции гендиректор «Протека» Игорь Филатов.
В прошлом году из-за передачи полномочий по регистрации лекарств от Росздравнадзора к Минздравсоцразвития были задержки с выдачей регистрационных удостоверений — компании не могли выводить новые препараты, говорит гендиректор московского «Фарм-синтеза» Тимофей Петров. Еще одна причина, которую он называет, — демпинг. В 2011 г., например, индийские производители заявляли на аукционах по поставке лекарств цены, которые ниже себестоимости производства российских препаратов.