Вирус Денге так влияет на пищевое поведение комара, что тот стремится заразить им как можно больше людей.
Каждый год лихорадкой Денге заболевает от 50 до 100 млн человек. Около 2,5 млрд проживает в районах, эндемичных для вируса лихорадки: в Африке, Юго-Восточной Азии, Океании и т. д. Переносчиком его служит комар Aedes aegypti: когда он пьёт кровь, вирус попадает в кровоток человека. Исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США) выяснили: вирус проводит «тюнинг» комара, чтобы тот с большей эффективностью искал новую жертву. Вирус проникает в различные органы насекомого, включая слюнные железы и усики-антенны. Через антенны он может влиять на остроту обоняния комара, а через слюнные железы — контролировать собственно процесс питания.
Из статьи учёных, опубликованной на сайте PLoS Pathogens, следует, что Денге изменяет активность целых 147 генов комара, которые участвуют в управлении иммунной системой и пищевым поведением. Например, вирус выключает два гена, связанных с обонянием, из-за чего комар дольше ищет место, где можно напиться крови, и в результате меньше времени проводит на одном человеке. То есть улетает не вполне сытым — а значит, будет искать новую жертву. Итог очевиден: максимум заражённых.
Одновременно вирус делает своё существование в комаре более комфортным, «договариваясь» с иммунитетом насекомого, и меняет поведение комара, превращая его в агрессивного, ненасытного охотника. Это не первый случай, когда паразит управляет хозяином (достаточно вспомнить грибы-зомбификаторы рода кордицепс или токсоплазму, которая направляет грызунов в пасть хищникам), но было бы интересно узнать, влияют ли другие вирусы на поведение кровососов-переносчиков. Дело в том, что комар желтолихорадочный, на котором проводили исследование, служит транспортным средством для целого набора вирусных патогенов, и среди них попадаются такие, которые могут дать фору даже зловредному Денге.