Концерн BASF вносит корректировки в направления своих научных исследований, стремясь ещё более точно ориентироваться на рыночные тенденции и потребности заказчиков. Гармоничное развитие и инновации – ключевые факторы роста на пути к достижению амбициозных целей. В связи с повышением значимости инноваций на основе достижений химии финансирование исследований и научных разработок в 2012 г. увеличится до 1,7 млрд. евро.
Стратегия исследований: переориентация целей, процессов и структур
Концерн BASF вносит корректировки в направления своих научных исследований, стремясь ещё более точно ориентироваться на рыночные тенденции и потребности заказчиков. Наряду с дальнейшим пополнением существующего портфеля предложений, основной упор будет сделан на те направления роста и совершенствования технологий, которые вносят вклад в решение социальных проблем и открывают возможности для дальнейшего развития бизнеса. Этот новый подход опирается на корпоративную стратегию под названием «Мы создаём химию», предусматривающую реализацию положений концепции устойчивого развития и внедрение инноваций в качестве ключевых факторов роста. В 2012 году BASF планирует увеличить бюджет научных исследований и разработок до 1,7 млрд. евро, по сравнению с 1,6 млрд. евро в 2011 году. «Стремясь использовать возможности для роста, мы систематически расширяем наш портфель продуктов и технологий, наращиваем глобальное присутствие и прикладываем дополнительные усилия для разработки решений, обеспечивающих устойчивое развитие», — сказал д-р Андреас Краймейер, исполнительный директор по исследованиям в составе Совета директоров концерна BASF, выступая на сегодняшней пресс-конференции в г. Людвигсхафене (Германия).
Планируется, что к 2020 году BASF будет получать около 30 млрд. евро ежегодной выручки за счёт реализации продуктов, присутствующих на рынке не более десяти лет. Для достижения этой цели предусматривается теснее взаимодействовать с ключевыми отраслями, уделяя основное внимание социально значимым направлениям (таким, как «управление тепловыми ресурсами», «обработка воды» и «органическая электроника»). Эти области деятельности являются новыми для BASF, и здесь открываются хорошие возможности для роста. Одновременно будет вестись работа в технологической сфере (использование новых видов сырья и систем материалов, развитие нанотехнологий), что необходимо для продвижения в наиболее перспективных областях.
Для более эффективного внедрения новой ориентации структура исследовательских платформ станет привязана к различным направлениям бизнеса и технологий, а также к конкретной тематике. К примеру, платформа «Исследования процессов и химические технологии» будет охватывать новые технологии и процессы, а также использование катализаторов. Средства защиты растений, органическая электроника и белые биотехнологии объединяются в рамках платформы «Исследования биологических систем». Объектами третьей платформы под названием «Исследования новейших материалов и систем» выступят, главным образом, новые наименования полимерных материалов и системные решения. Наконец, четвертая платформа («Наука о растениях») сконцентрируется на исследованиях в области растительных биотехнологий.
Кроме того, предусматривается активизация работы компании BASF Future Business, перед которой поставлены задачи по обнаружению новых сфер деятельности, являющихся перспективными для концерна BASF. Эта компания отвечает за разработку и маркетинг новых направлений бизнеса; в настоящее время в центре внимания находятся такие темы, как управление энергоресурсами, органическая электроника и решения для здравоохранения. Компания BASF Venture Capital (дочерняя структура BASF Future Business) будет осуществлять инвестирование в стартовые компании, специализирующиеся на инновационных химических разработках и системных решениях в тех областях, которые представляют интерес для BASF.
«Цель обновления структуры состоит в значительном расширении нашего портфеля функциональных материалов и системных решений, а также в последовательном укреплении наших позиций на развивающихся рынках», — пояснил д-р Краймейер. – «Мы хотим упрочить наши технологические и производственные преимущества, получить дополнительные плюсы от междисциплинарных инноваций, и развивать деятельность в глобальных масштабах — с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять рыночные потребности».
Достижения химии помогают сохранить здоровье
Деловое партнёрство с компаниями-заказчиками, работающими в сфере здравоохранения и питания, имеет первостепенное значение для концерна BASF. В настоящее время BASF уже является поставщиком различных наименований продукции для данного сегмента рынка. Так, появление в ассортименте новых светостойких УФ-фильтров способствовало позиционированию BASF в качестве ведущего поставщика для производителей солнцезащитных продуктов. На сегодняшний день примерно половина таких продуктов, присутствующих на рынке, содержит в своём составе УФ-абсорберы производства BASF. В числе важных инновационных разработок следует отметить ингредиенты Tinosorb® S и Tinosorb® M, которые предохраняют кожу от вредного воздействия и УФ-лучей типа А, и УФ-лучей типа В. Таким образом, они обеспечивают эффективную защиту по всему спектру ультрафиолетового излучения. Tinosorb S – это маслорастворимый органический УФ-абсорбер; он востребован также в рецептурах составов для повседневного ухода за кожей. Что касается Tinosorb M, то этот продукт является первым (и на сегодня единственным) нерастворимым органическим УФ-абсорбером, выпущенным на рынок. Он часто используется в рецептурах составов с высоким значением фотозащитного фактора, а также в солнцезащитных кремах для детей.
Компании-изготовители медицинских препаратов проявляют большой интерес к лекарственным наполнителям производства BASF. Это обусловлено наличием проблем, связанных с биологической доступностью ингредиентов. Действующие вещества медикаментов становятся всё более сложными, что часто сопровождается утратой способности к растворению. Человеческий организм не может усваивать нерастворённые действующие вещества. Специалисты BASF создали продукт Soluplus® — полимерный солюбилизатор, который делает высокие концентрации лекарственных ингредиентов доступными для организма. Ещё одна новая разработка, относящаяся к области фармацевтики — Kollicoat® Smartseal 30 D; это первое полимерное покрытие для таблеток, поставляемое на рынок в виде водного раствора. Данное покрытие защищает действующее вещество от контакта с влагой, а также маскирует горький вкус некоторых ингредиентов — благодаря тому, что оно начинает растворяться только после попадания в желудок.
Актуальность водной тематики в сегменте здравоохранения является весьма значимой, и продолжает нарастать. Потребность в чистой воде повышается в связи с индустриализацией и увеличением численности населения нашей планеты. Объёмы общемирового водопотребления за последние 100 лет выросли в десять раз. Продукты и решения для обработки воды, предлагаемые концерном BASF, включают флокулянты и коагуляторы, применяемые при очистке стоков, а также мембраны для (ультра)фильтрации питьевой воды. Деятельность BASF в данной области активизировалась в 2011 году, после приобретения бизнеса компании Inge watertechnologies. Размер пор пластиковых мембран составляет всего 20 нанометров; это означает, что с помощью фильтрации вода может быть очищена от микроорганизмов, бактерий и даже вирусов. По мнению экспертов, ёмкость данного сегмента рынка можно оценить в 20 млрд. евро, а потенциальный прирост оборота соответствующего подразделения концерна BASF превышает 800 млн. евро.
Путь к инновациям лежит через научные исследования
По словам Андреаса Краймейера, эффективное и рациональное ведение научных исследований является важным условием успеха при достижении поставленных целей, а также выгодно отличает BASF на фоне его конкурентов; поэтому исследования и разработки в будущем получат ещё больший уровень приоритетности, чем это было до сих пор. В 2011 году численность персонала, занятого этими видами деятельности, увеличилась до 10.100 человек (по сравнению с 9.600 чел. в 2010 году). Однако в таких регионах, как Северная Америка, Южная Америка и Азия, которые имеют большое значение для химической отрасли, исследовательский сектор BASF пока что представлен недостаточно. «Нам необходимо наращивать присутствие и активнее работать в данных регионах. Первым шагом в этом направлении станет открытие нового Центра инноваций в Шанхае, которое запланировано на конец текущего года. Создавая инновации в Азии и для Азии, мы стремимся расти вместе с нашими заказчиками. К 2020 году мы намерены удвоить объемы исследовательской деятельности в Азии и Америке, тем самым увеличив долю неевропейских регионов в данном сегменте до 50 процентов», – пояснил д-р Краймейер.
Важным моментом, способствующим успешному проведению работы в глобальном масштабе, является наличие международных сетей специалистов-исследователей. В настоящее время BASF имеет соглашения о сотрудничестве со многими университетами, научно-исследовательскими институтами, стартовыми компаниями и производственными организациями; общее число партнёров составляет около 1.950. Примером может служить Объединённая сеть исследователей в области усовершенствованных материалов и систем (JONAS) — новая инициатива в сфере исследований функциональных материалов. Её участниками являются концерн BASF, университеты Страсбурга и Фрайбурга, а также Высшая Техническая школа Цюриха (ETH Zurich). «Подобные обширные сети незаменимы для ускорения разработки и вывода на рынок новых наименований продукции – долговечных, пригодных для повседневного использования и доступных по цене», – подчеркнул Андреас Краймейер.