ОНФ: госзакупки лекарств срываются из-за новых правил формирования начальной цены контракта

В некоторых регионах России каждая четвертая закупка лекарств объявляется несостоявшейся из-за отсутствия заявок, вызванного в основном заниженной начальной ценой контрактов. К такому выводу пришли эксперты проекта ОНФ «За честные закупки», проанализировав практику исполнения лекарственного госзаказа в 2018 году.

По мнению экспертов ОНФ, одна из главных причин игнорирования предпринимателями торгов заключается в занижении начальной (максимальной) цены контракта, процедура расчета которой утверждена приказом Минздрава РФ в октябре 2017 года. С момента вступления в силу приказа общее количество несостоявшихся процедур на региональном уровне выросло на 3%: если за период с 1 января по 8 декабря 2017 года не состоялось 27 264 процедуры, то с 9 декабря 2017 года по 14 августа 2018 года – уже 28 064.

«Приказ Минздрава нацелен на определение начальной максимальной цены за счет целого комплекса инструментов – тут и зарегистрированные цены, и анализ рынка, и расчет средневзвешенной цены. А с 1 января 2019 года это еще и референтные цены. В приказе Минздрава указано: если закупка не состоялась, то при проведении повторных процедур заказчик вправе последовательно увеличивать цену последующих, однако каждая такая закупка занимает месяц и более. Это ставит под угрозу вопрос своевременности в обеспечении лекарственными средствами. Помимо этого, нет четкого определения официального понятия «повторная закупка», не прописаны параметры, которые могут или, наоборот, не могут в ней меняться (по сравнению с «первоначальной закупкой»). В этой связи возникает риск произвольной трактовки положений приказа как заказчиками, так и их контролерами», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов.

Хуже всего дела с обслуживанием лекарственного госзаказа обстоят в Белгородской области и Республике Хакасии, где торги не состоялись в 29% случаев. В Хабаровском крае 27% процедур прошли впустую, а в Красноярском крае и Рязанской области – по 25%.

Наибольший относительный рост (до вступления и вступления в силу приказа) несостоявшихся закупок произошел в Республике Марий Эл – 215%: до вступления в силу не состоялось только 67 тендеров, после – 211. На 115% выросло количество таких закупок в Челябинской области, на 117% – в Красноярском крае. В Московской области таких закупок оказалось 503 из 4,5 тысячи.

«В очередной раз мы видим, как масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит, люди не получают вовремя лекарств. А это уже угроза жизни и здоровью граждан. Мы обратились в ФАС и Минздрав РФ, ответственные за методику расчета цены на лекарственные препараты, с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также проинформировали о складывающейся ситуации профильного вице-премьера Татьяну Голикову», – подытожил отчет координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат ГД РФ Антон Гетта.

Новые правила формирования начальной цены в некоторых случаях действительно вынуждают поставщиков отказаться от участия в торгах – об этом говорила руководитель Управления фармации и лекарственного обеспечения Самарской области, где не состоялись 40 аукционов на поставку инсулина.

Источник: ОНФ


vademec