Сергей Цыб: «Стратегические задачи мы можем решать только комплексно»

В рамках форума «Здоровое общество. На пути к цели: 80+» в Сочи 13 февраля состоялась сессия «Система всеобщего лекарственного обеспечения — залог достижения национальной цели», в которой приняли участие представители регуляторных органов, фармацевтических ассоциаций, предприятий, учебных заведений, научных коллективов. Во время проведения мероприятия эксперты поделились своим мнением в решении самых разных вопросов, связанных с производством лекарственных средств, патентным правом, маркировкой лекарств и лекарственным обеспечением.

Ключевые выводы

Стратегия развития фармацевтической промышленности — важнейший инструмент решения задачи лекарственного обеспечения в РФ

«Проект стратегии „Фарма-2030“, который сейчас подготовлен Минпромом, активно обсуждается экспертным сообществом. Он базируется на целеполагании и на задачах, которые указаны в утвержденной стратегии здравоохранения до 2025 года, в стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года и в стратегии развития медицинской науки. Абсолютно очевидно, что стратегические задачи мы можем решать только комплексно», — Сергей Цыб, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Господдержка отечественных фармпроизводителей дает ощутимые результаты

«За последнее время сделано очень много для того, чтобы лекарства стали доступными для населения. Минпромторг после закона о промышленной политике, о котором мы долго мечтали, он лет 10 лежал, через Фонд развития промышленности сделал самый важный шаг. Мы от бумажек перешли к финансированию промышленности», — Александр Петров, депутат, член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья.

«Благодаря программе поддержки отечественных производителей, у нас сейчас 64% отечественных лекарственных препаратов в государственном реестре и 84% — в перечне жизненно важных препаратов. И очень важно, что с 2005 по 2017 гг. в постоянных ценах мы увеличили в два раза государственные расходы на лекарственные средства», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Проекты повышения доступности лекарств осуществляются и на региональном уровне

«С 2013 года у нас реализуется проект лекарственного страхования в Кировской области. Установлено, что правом этим пользовались около 60% федеральных и региональных льготников и 40% пациентов, не имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, но которые страдают от болезней системы кровообращения. Проект уже дал видимый эффект, смертность от болезней кровообращения в 13 районах, которые участвовали в проекте, в т.ч. в трудоспособном возрасте, снизилась на 18%», — Игорь Васильев, губернатор Кировской области.

Введение всеобщего лекарственного обеспечения — важнейшее условие роста продолжительности жизни и развития экономики

«Если ввести всеобщее лекарственное возмещение, о котором сейчас в открытую говорит Минздрав, для нозологий, которые наиболее распространены в РФ, — это сердечно-сосудистые заболевания, костно-мышечные и респираторные — для 10 заболеваний, которые сейчас не покрываются, в цифрах это даст на горизонте 10 лет снижение смертности от данных заболеваний на 10%, и ежегодно это дополнительно 0,8% ВВП», — Вадим Кукава, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» («Инфарма»).

«74 [года средняя продолжительность жизни — ред.]— до 2024 года, 80 — до 2030 года, так вот, мы отстаем. Если мы не введем всеобщее лекарственное возмещение, цели эти крайне сложно достижимы; с моей точки зрения — недостижимы», — Юрий Крестинский, директор центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО.

Проблемы

Недостаточное финансирование

«В 2017 году общие расходы на лекарственное обеспечение в амбулаторных и стационарных условиях составили 1,5 трлн рублей, из них 500 млрд заплатило государство, 1 трлн — население. Если мы сравним, сколько сегодня государство покрывает в РФ по сравнению с новыми странами Евросоюза, то это практически в три раза меньше, причем это страны, которые экономически близки к нам по уровню экономического развития», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Сложности с доступностью лекарств в сельской местности

«Главная проблема, как мы видим, а мы немножко посоветовались в перерыве с министрами, это доступность получения нашими гражданами в сельской местности лекарственных препаратов», — Константин Баранов, Министр здравоохранения Калужской области.

Риск снижения уровня лекарственного обеспечения из-за выбора льготными категориями граждан выплат вместо бесплатных лекарств

«По нормативу затрат на одного гражданина, мы выплачиваем деньгами более 120 млрд рублей. Т.е. с межбюджетным трансфертом и передачей субвенции в субъекты это составляет где-то 45-46 млрд рублей ежегодно, а 120 млрд на руки раздаются пациентам», — Елена Максимкина, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Нарушения прав интеллектуальной собственности

«Мы видим совершенно недопустимые вещи, которые касаются патентного права. Я считаю, что то, то сейчас происходят некие варианты, связанные с нарушением патентных прав, неважно — отечественного производителя или зарубежного, это недопустимо. Права интеллектуальной собственности в фармацевтике — это базовые права, которые должны охраняться на всех уровнях», — Дмитрий Морозов, генеральный директор BIOCAD.

Решения

Увеличение инвестиций в науку

«Без серьезной работы по увеличению инвестиций в научные изыскания мы сделать ничего не можем на площадке разработки новых лекарственных препаратов», — Владимир Чехонин, вице-президент Российской академии наук; заведующий кафедрой медицинских нанобиотехнологий медико-биологического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Мониторинг эффективности затрат

«Важный вопрос — контроль эффективности расходования средств, вложенных в разработку новых лекарственных препаратов. Здесь должна действовать система приоритизации. На сегодняшний день не все государственные дотации расходуются так, как нужно», — Владимир Чехонин, вице-президент Российской академии наук; заведующий кафедрой медицинских нанобиотехнологий медико-биологического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Развитие системы маркировки лекарств

«Маркировка — это ключевой этап, без которой дальнейшее движение лекарственных препаратов, каждой упаковки невозможно. Любое движение должно быть гарантировано государством именно с участием этой информационной системы и системы прослеживания», — Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Совершенствование механизмов взаимодействия производителей, государства и общества

«Мы выходили с предложением расширять ассортимент инструментов, который будет у производителей, это и прямые переговоры между производителем и государством, объемные соглашения и т.д. Последнее предложение, с которым мы вышли, это для отдельных случаев, для препаратов, где мы регистрируем минимальную референтную цену, мы готовы снизить цену при условии обеспечения доступности», — Оксана Монж, генеральный директор Санофи Россия.

«Договоры о разделении рисков действительно есть, их около 500, в некоторых странах они особенно популярны. В некоторых странах перед тем, как начать возмещать дорогие, инновационные препараты, заключается договор на 4-5 лет, и государство оценивает результат. Если есть перетрата выделенных на этот препарат средств, то компания должна возместить эту перетрату», — Ирина Панарина, генеральный директор «АстраЗенека» в России и Евразии.

Совершенствование регулирования

«Для реализации обеспечения доступности современных, инновационных препаратов нужна умная регуляторика и не менее умное правоприменение. К сожалению, мы в последнее время научились выстраивать заградительную регуляторику, барьерную регуляторику и не оперируем регуляторикой как наукой», — Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM).

«Мы не выполним тех целей, которые поставил Президент, если будем исходить из принципа льготного лекарственного обеспечения, сейчас основного: „Стань инвалидом, а потом мы предоставим тебе лекарства“. О каких 80+ может идти речь, о каком качестве жизни. Должен быть единый принцип, дифференцированное возмещение в зависимости от заболевания, на самом раннем этапе подключение государства к льготному лекарственному обеспечению», — Юрий Жулев, президент Общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество гемофилии».

Текст и фото: РОСКОНГРЕСС


gmpnews