Аптечный рынок Пензы: итоги первых трех месяцев 2013 г.

Численность населения Пензы по данным Росстата на 01.01.2013 составляла 519,9 млн. человек – это 0,4% от общей численности населения РФ и 1,7% населения ПФО. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в регионе в первом квартале 2013г. составил 18471,4 руб. (604,04 долл.), что на 32% ниже среднего показателя по России (27339,4 руб.). 

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, объем аптечного рынка Пензы за первые три месяца 2013г. увеличился в натуральном выражении на 10% и составил 5,981 млн. упаковок. В денежном эквиваленте объем продаж также увеличился — на 19% в рублях и на 17% — в долларах и составил 567,128 млн. рублей (18,646 млн. долл.) в оптовых ценах. На долю регионального рынка в стоимостном выражении приходилось 0,5% российского аптечного рынка. Средняя стоимость препарата в аптеках региона выросла в сравнении с прошлым годом и составила 4,19 долл. (годом ранее – 3,89 долл.). Средние расходы населения на покупку лекарств в I квартале 2013г. составили 48,17 долл.

Лидирующие позиции по итогам первого квартала 2013 года на аптечном рынке региона заняла компания PHARMSTANDART, продажи которой выросли наполовину (табл.1). Второе место сохранил и, благодаря высокой динамике, укрепил BAYER (+31%).

Опережающими темпами развивались рынки еще двух производителей. Это NOVARTIS (+29%) и TEVA (+38%), которые поднялись на четвертую и восьмую строчки. При этом второй стал единственным новым представителем Топ-10. Кроме того, улучшить свои позиции удалось и компании SANDOZ (+18%), которая заняла седьмую строчку вместо десятой. Производители SANOFI-AVENTIS (+7%), SERVIER (+10%), ABBOTT и GEDEON RICHTER (по +2% у обоих) понизили свои рейтинги, заняв 3, 5, 9 и 10 места соответственно. Компания NYCOMED/TAKEDA (+15%) осталась на занятой ранее шестой строчке. Суммарная доля десяти лидирующих производителей увеличилась на 0,5 п.п., до 39,7%.

Наиболее продаваемым препаратом в аптеках города стал противовирусный АРБИДОЛ, продажи которого в анализируемом периоде увеличились в 1,9 раза (табл. 2). Второе место сохранил гепатопротектор ЭССЕНЦИАЛЕ Н (+13%), а на третье с первого сместилась ВИАГРА (-20%). На четвертой и пятой строчках расположились впервые вошедшие в состав Топ-10 КАГОЦЕЛ, продажи которого выросли в 4 раза, и КАРДИОМАГНИЛ, удвоивший объемы продаж. Опережающими темпами развивались также рынки препаратов ТЕРАФЛЮ (+73%) и НАЙЗ (+41%), которые благодаря этому поднялись на шестое и восьмое места. В тоже время наименования АКТОВЕГИН (-12%), ЛИНЕКС (+11%) и ЛАЗОЛВАН (-5%) опустились на 7, 9 и 10 строчки. Суммарная доля десяти лидирующих препаратов увеличилась на 1 п.п. и была равна 9,8%.

В отличие от предыдущих, лидер Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил свои позиции – МНН XYLOMETAZOLINE (+12%) по-прежнему занимает первую строчку (табл.3). Ниже в рейтинге произошли перестановки, при этом четыре его представителя улучшили свое положение, а пять, напротив, ухудшили его. На второе место с восьмого поднялся UMIFENOVIR (+88%), потеснив при этом PHOSPHOLIPIDS (+12%) на один пункт вниз. Четвертую и седьмую позиции заняли новые представители Топ-10, комбинация PARACETAMOL + ASCORBIC ACID + PHENIRAMINE + PHENYLEPHRINE и МНН KAGOCEL, продажи которых выросли в 2 и 4 раза соответственно. На три строчки вверх, на 6 место, поднялся NIMESULIDE (+40%). Наименования с невысокой и отрицательной динамикой, напротив, опустились на более низкие позиции. Это SILDENAFIL (-16%), BISOPROLOL (+6%), AMBROXOL (+7%) и PANCREATIN (-7%), которые заняли пятую и три последних строчки. Значительные перестановки произошли и в рейтинге ведущих АТС групп (табл. 4). Однако лидирующие позиции сохранили и укрепили N02 Анальгетики (+42%).

Опережающими темпами развивались рынки еще шести групп. При этом четыре из них повысили свои рейтинги, одна (R01) – сохранила свои позиции, и одна (M01) – опустилась на две строчки вниз. На второе и третье места с 4 и 7 поднялись R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+54%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+57%), потеснив M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+22%) на четвертую позицию. Пятую строчку занял единственный новый представитель Топ-10 J05 Противовирусные препараты системного действия, продажи которых увеличились в 2,3 раза. Седьмую позицию вместо девятой заняли A11 Витамины (+23%). На последние три места опустились не столь динамичные C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+2%) и G03 Половые гормоны (+10%), а также сократившие продажи G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (-6%). Суммарная доля десяти ведущих групп на рынке региона увеличилась более чем на 4 п.п. и составила 42,3%.

Заключение. Динамика аптечного рынка Пензы (в денежном выражении) по итогам первых трех месяцев 2013г. была позитивной в рублях (+20%), и в долларах (+18%). При этом объем рынка составил 761,733 млн. руб. (25,044 млн. долл.). В натуральном выражении рынок увеличился на 10%, до 5,981 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города выросла относительно прошлого года (4,19 долл. против 3,89 долл.), но была ниже, чем в среднем по стране (4,28 долл.). Средние расходы жителей региона были выше, чем в среднем по стране (48,17 долл. против 34,06 долл.).

Таблицы и рисунки в прикреплённом файле Файл:  Загрузить  (295 кбайт)

По данным AIPM — Remedium Market Bulletin
Источник информации – IMS Health


remedium