Medpred.ru начинает новый цикл материалов «Успешная карьера в фармбизнесе». Менеджеры известных фармкомпаний советуют начинающим медицинским представителям и другим специалистам-новичкам, как построить свою карьеру с самого начала — от выбора компании — до успешного ее развития.
Важный критерий при выборе работодателя – это ориентированность компании на ЛЮДЕЙ, — считает НАТАЛЬЯ ЕРЕШКО, менеджер по развитию бизнеса компании ViiV Healthcare, образовавшейся от слияния ВИЧ-направлений GlaxoSmithKline и Pfizer.
MEDPRED.RU: На что надо смотреть, когда выбираешь компанию?
Наталья Ерешко: Важный критерий при выборе – это ориентированность компании на людей. Компания ГСК, например, видит основной своей целью – улучшение качества жизни людей, чтобы они могли себя чувствовать лучше, делать больше и жить дольше. Что это значит для сотрудников? Возможность развивать свои способности, повышать профессионализм, строить карьеру внутри компании. Причем происходит это по индивидуальному плану, разработанному самим сотрудником совместно с его непосредственным руководителем.
Второй важный критерий, на мой взгляд, подход компании к ведению бизнеса. Сегодня лидеры фарминдустрии придерживаются этических стандартов ведения бизнеса. Для сотрудников компании это безопасность и защищенность, возможность быть честным с собой и другими людьми.
MEDPRED.RU: Как собрать дополнительную информацию о фармкомпании?
Наталья Ерешко: Лучшая возможность узнать больше о компании – это посетить Интернет сайт этой компании. На сайте размещается информация об истории развития компании, ее продуктах, также там можно найти информацию о последних событиях и сотрудниках. Здесь можно узнать и о планах компании на ближайшие годы. Другая возможность – поговорить с сотрудниками этой компании. Как-то, во время командировки на Дальний Восток, мне посчастливилось встретиться в течение 3 дней с несколькими сотрудниками нашей компании, каждый из них рассказал мне историю родного города и какими достопримечательностями он известен. Такая гордость за свой город действительно достойна уважения! Так же и для компании – лучшая визитная карточка это успешная профессиональная карьера ее сотрудников и их удовлетворенность своей работой.
MEDPRED.RU: Может такое быть, что кандидата с опытом работы в компании с «плохой репутацией» не возьмут работать в известную глобальную компанию?
Наталья Ерешко: При приеме на работу работодатели больше внимания обращают на Ваш опыт работы, навыки и квалификацию, как развивалась Ваша карьера, чем на место работы. В то же время, работа в компании с мировым именем всегда большой плюс для дальнейшей карьеры.
MEDPRED.RU: Надо ли при принятии решения о работе именно в этой компании обращать внимание на продукты компании? Бывает ли такое, что медпреду не нравятся продукты компании, а он вынужден работать, потому что других предложений больше нет?
Наталья Ерешко: Важно быть уверенным в качестве продукта компании, хорошо знать его характеристики и ориентироваться в данных клинических исследований, подтверждающих его эффективность и безопасность. Как показывает практика, долговременная приверженность к определенным продуктам врачей определяется именно этими критериями: эффективность и безопасность, а также удобством использования данного препарата. Если представитель не уверен в качестве своего препарата, вряд ли его работа будет успешной.
MEDPRED.RU: Считается, что большие компании – более стабильные, и дают большие возможности для карьерного роста, но также говорят, что в больших компаниях отношения между сотрудниками (особенно между подчиненными и руководителями) – не самые теплые. В маленьких компаниях вроде бы – душевнее, но там часто некуда расти, и у некоторых кандидатов вызывает сомнение стабильность маленьких компаний.
Наталья Ерешко: Плюсы есть как в маленьких, так и в больших компаниях. Действительно, в небольших компаниях сотрудники все друг друга знают, меньше уровней подчинения, в то же время в крупных компаниях часто больше возможностей для обучения и профессионального роста. Что касается отношений, это зависит от каждого конкретного человека, а не величины компании. За годы работы в ГСК у меня складывались не только хорошие профессиональные отношения с моими руководителями и коллегами, но и дружеские. Особенно сближают совместное участие в проектах компании и участие в благотворительных акциях. Появляется возможность оценить важность вклада каждого сотрудника в общее дело, почувствовать чувство локтя, открываются новые таланты. Мои коллеги всегда меня поддерживают в разных профессиональных и жизненных ситуациях, таких как перевод на новую позицию и переезд в другой город, например. На работе мы проводим третью часть нашей жизни и, насколько комфортно будет нам работаться в этом коллективе, зависит только от нас, компания может только создать атмосферу, способствующую хорошим профессиональным отношениям.
MEDPRED.RU: О чем обязательно надо спросить на собеседовании у регионального менеджера или менеджера по персоналу?
Наталья Ерешко: Ожидания от нового сотрудника — один из важных аспектов. Ответ на данный вопрос часто помогает понять, насколько Вы подходите, компании и компания подходит Вам. Если данная вакансия предполагает большое количество командировок, а у Вас в семье маленький ребенок, и, Вы бы хотели больше времени проводить в своем городе, возможно, это не самый удачный вариант в данный момент. В ряде компаний идут навстречу сотруднику, в случае изменения семейных обстоятельств. Я знаю много случаев в ГСК, когда компания помогала сотруднику подобрать новое место работы внутри компании в другом городе по месту проживания супруга, в случае заключения брака, например. Очень важно, когда компания заинтересована в своих сотрудниках и готова поддержать их в различных ситуациях.
MEDPRED.RU: А как складывалась Ваша карьера в фармбизнесе?
Наталья Ерешко: Профессиональный путь в фармацевтическом бизнесе у всех разный: одни приходят в компанию со «школьной скамьи», другие — достигают своей цели, получив знания и опыт в смежных областях. Решение перейти из практического здравоохранения в компанию было непростым. Свою работу в фармацевтическом направлении бизнесе я начала в 2000 году с должности медицинского представителя в Сибирском регионе. К компании ГлаксоСмитКляйн присоединилась в 2003 году на позиции менеджера по работе с ключевыми клиентами. В ГСК меня привлекли возможность продвижения брендов с мировым именем и высокий профессионализм команды.
Работа врачом научила меня быстро принимать правильные решения, основываясь на фактах, брать на себя ответственность за происходящее, умению находить общий язык с самыми разными людьми. Эти навыки помогли мне добиваться поставленных целей быстро и эффективно и в бизнесе. В компании ГлаксоСмитКляйн мне доверяли самые ответственные участки работы в регионе: это расширение региона присутствия компании и выведение на рынок новых препаратов в разных направлениях. Компания ГлаксоСмитКляйн дает сотрудникам безграничные возможности для развития и карьерного роста. Успешное выполнение поставленных задач, активное участие в проектных группах, наставничество новых сотрудников позволили мне занять в течение 3 лет ряд ключевых для бизнеса позиций в Сибирском регионе: менеджера онкологического и госпитального направления, затем, в качестве регионального менеджера респираторного направления, возглавить работу команды из десяти медицинских представителей.
В 2007 году в компании, в связи с регистрацией новых препаратов, открылось направление ВИЧ. После года работы в этом направлении мне предложили позицию менеджера по развитию бизнеса в команде центрального маркетинга в Москве. На новой позиции у меня есть возможность реализовать накопленный в коммерческом секторе опыт и получать новые знания в области маркетинга. Вначале было непросто перестроить свое мышление и начать оперировать категориями не города и региона, а всей страны. Анализ и построение рынка, стратегическое планирование бизнеса, разработка инструментов работы для региональных сотрудников, развитие и реализация новых проектов – те задачи, которые мне предстоит решать сейчас.
Несколько месяцев назад я перешла работать в компанию ВииВ Хелскер, образованную путем слияния бизнеса ВИЧ двух мировых гигантов фарминдустрии ГлаксоСмитКляйн и Пфайзер. Новая компания взяла от материнских самое лучшее – инновационные разработки, этические принципы ведения бизнеса, ориентированность на развитие профессиональной команды и каждого сотрудника в отдельности. Впереди новые горизонты и свершения. Я счастлива, работать в компании, цель которой сделать жизнь людей лучше.