Компания «Фармленд» (Уфа) купила две аптечные сети на Урале — «Медику» (г. Златоуст Челябинской области) и «Фармарт» (Екатеринбург), укрепив свои позиции на этих рынках. По отзывам, фармритейлер продолжает переговоры с другими собственниками. Результатов наблюдатели ожидают летом, когда желающие продать бизнес станут сговорчивее.
Неспящие в Златоусте
Благодаря сделке с компанией «НАВА» (аптечная сеть «Медика») «Фармленд», работающий в Челябинской области с 2012 г., добавил к трем своим аптекам в Златоусте еще 18 точек, в том числе 12 — с собственными помещениями. Тем самым фармритейлер опередил конкурентов, получив максимальную долю рынка в моногороде с населением 168 тыс. человек и ограниченным потребительским спросом. Другим федеральным сетям уже нет резона увеличивать свое присутствие в Златоусте. Теперь борьба пойдет за Миасс, Чебаркуль и Магнитогорск.
По словам местных аптекарей, в начале года владелец «Медики» Станислав Вавилин пытался привлечь покупателей низкими ценами, но затем отказался от демпинга и продал фармацевтический бизнес. Свое решение г-н Вавилин объяснил растущей конкуренцией, не оставляющей местным игрокам другого выхода. Олег Муров, совладелец «Фармленда», подтверждает: «У региональных сетей сейчас хватает проблем — их аптеки плотно окружены дискаунтерами. Наверное, это основная причина продажи «Медики», работавшей на рынке больше 20 лет. Мы довольны сделкой и тем, что большую часть объектов приобрели вместе с недвижимостью — это делает наш бизнес более устойчивым».
В списке федеральных сетей, которых челябинские аптекари недавно обвинили в сговоре, «Фармленд» не упоминается, и Олег Муров полагает, что у конкурентов нет претензий к его ценовой политике. Генеральный директор «Живики» Александр Востротин готов с этим согласиться. «Мы видим, что «Фармленд» работает без суеты и не стремится ронять цены, — говорит он. — Поэтому я приветствую намерения компании увеличивать число своих аптек».
Златоуст считается депрессивной территорией, но его статус может измениться. Есть проект, предусматривающий развитие новых отраслей экономики. Задача на перспективу — сделать зарплату на 10% больше средней по области. Если все получится, размер чека в местных аптеках тоже начнет расти.
Не совсем дешевая аптека
В Екатеринбурге «Фармленд» поглотил компанию «Фармарт», у которой было 22 аптеки: 19 — в Екатеринбурге, две — в Нижнем Тагиле и одна — в Первоуральске (все помещения арендованные). Часть из них работала под вывеской «Дешевая аптека». По словам владельца сети Дениса Маскаева, предложение продать бизнес поступило ему минувшей осенью. «Другие федеральные сети тоже интересовались нашими аптеками, но требовали сократить часть персонала. Для нас такое условие было неприемлемым, и мы остановились на варианте «Фармленда», — поясняет он. — Предварительно навели справки у коллег из Тюмени и Казани, которые уже участвовали в сделках M&A. Они заверили, что поводов для беспокойства нет».
По словам г-на Маскаева, одной из причин, побудивших его выйти из бизнеса, стал не оправдавший ожиданий зимний сезон. Рассудив, что летом у сети могут возникнуть трудности в расчетах с поставщиками, он нашел покупателя, готового сохранить работающие аптеки, персонал и репутацию фирмы.
Для «Фармленда» это не первое поглощение в Екатеринбурге: осенью 2016 г. компания приобрела сеть «Лекарь» (44 точки). Из них в Екатеринбурге работало всего четыре, остальные — в 13 городах и поселках Свердловской области. По словам Олега Мурова, дислокации аптек «Фармарта» оказались более выигрышными. «Мы получили хорошие точки в хороших местах и стабильный рабочий коллектив, — поясняет г-н Муров. — Новые аптеки добавят нашей сети узнаваемости. В экспансии нет смысла, если вы не боретесь за существенную долю рынка, чтобы использовать маркетинговые инструменты в полную силу».
Основными конкурентами «Фармленда» в Екатеринбурге и Челябинске остаются федеральные сети «Живика», «Вита», «Имплозия», «Аптека от склада» и «Фармаимпекс». Говоря о растущей конкуренции, Олег Муров отмечает, что для региональных сетей, теряющих рынок, продажа бизнеса все чаще становится единственным спасением. В отличие от них «Фармленд» не намерен отказываться от бизнеса. Тактика компании — увеличивать присутствие в регионах за счет покупки местных игроков. По мнению собственника, это лучше, чем открывать по три аптеки в одном доме.
Михаил Старков
«Фармацевтический вестник»