Итогам-2018 и перспективам развития фармрынка был посвящен первый в нынешнем году круглый стол Российской ассоциации фармацевтического маркетинга.
Прошедший год, модератор заседания, независимый эксперт фармрынка Марина Велданова охарактеризовала «сложным и интересным». «Многочисленные ожидания игроков рынка были связаны с президентской кампанией и первыми решениями президента, изменениями в руководстве различных органов, альтернативностью или безальтернативностью различных регуляторных инициатив», — напомнила она, задав тон последующей дискуссии.
«Мы говорим о продолжении кризиса в экономике и фармотрасли как ее части», — заявил генеральный директор IQVIA Николай Демидов. В своем докладе он перечислил негативные тенденции фармацевтического рынка, имевшие место в минувшем году: «Это сокращение спроса на препараты безрецептурного сегмента; кризис доверия между фармой и аптечными сетями; маячившие впереди, но осуществляющиеся уже сейчас онлайн-продажи лекарств, как угроза для аптечных сетей и возможность для фармы; обновленное регулирование цен на ЖНВЛП; постоянное изменение подходов и регулирования в отношении госзакупок». Все эти тенденции перетекли и в нынешний год.
По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, процессы, происходящие в российской экономике за последние три года, «не дают никаких шансов на то, чтобы мы могли даже думать об улучшении ситуации». В подтверждение своего тезиса он отметил, что в 2018 году некоторые крупные компании с высокой долей зарубежного капитала покинули отечественный рынок, или заявили о таких намерениях, «посчитав, что российский розничный рынок для них бесперспективен».
Еще одна тревожная тенденция – снижение доли государственного сектора лекарственных препаратов. «Если внедрение программы дополнительного лекарственного обеспечения взрывным образом изменило долю государственного сегмента лекарственных препаратов на рынке, то доля госсектора ЛП постепенно снижается и, на текущий момент, уменьшилась до 30%», — сообщил он.
По прогнозу DSM Group, объем фармрынка в 2019 году может достичь 4% роста.
Несмотря на общие пессимистичные прогнозы, генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева выделила два оптимистичных повода для прогноза на 2019 год. Во-первых, это дополнительные 10 млрд рублей в программе ВЗН на дополнительные нозологии. По ним уже идут торги и начались первые поставки. Во-вторых – 50 млрд (а может, будет и больше) которые заложены на программу по борьбе с онкологическими заболеваниями.
С учетом этих факторов, прогноз аналитической компании по итогам года – от 3 до 8% роста. «При этом мы планируем, что розница вырастет примерно на 4%, а сильного роста аптечных точек уже не будет», — подчеркнула г-жа Ермолаева.
В свою очередь управляющий директор Ipsos Healthcare Олег Фельдман, в своем выступлении отметил, что «несетевая розница стала просыпаться, стараясь овладеть всеми трендовыми механизмами, которые естественным образом появляются в сетевых аптеках».
«Комплексное предложение, первоочередная рекомендация, товары спецпредложения, товар дня – по этим опциям бОльшая динамика уже приходится на несетевые аптеки».
Рассуждая о будущем фармрынка, аналитик прогнозирует, что «ничего плохого не будет, но и поводов для оптимизма тоже нет».
Фото: Игорь Чунусов
Сергей Рякин
pharmvestnik