Ассоциация международных фармпроизводителей (АМФП) выразила обеспокоенность подготовленным проектом Минфина РФ, который распространяет действие механизма «второй лишний» на приобретение лекарств для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В АМФП опасаются, что применение данного правила, предполагающего игнорирование предложений от иностранных компаний, если подана хотя бы одна заявка от российского производителя или резидента ЕАЭС, приведет к монополизации рынка некоторых групп препаратов, росту цен на них, а также может вызвать их дефицит или дефектуру.
Выдержки из отзыва АМФП на разработанный Минфином проект постановления Правительства РФ приводит газета «Коммерсантъ».
АМФП просит Минфин доработать проект совместно с Минздравом и Минпромторгом РФ. В Минпромторге сообщили, что прописанные в документе новшества предполагают межведомственное взаимодействие, а правило «второй лишний» будет применяться ко входящим в перечень ЖНВЛП препаратам, производимым в ЕАЭС.
В АМФП также пояснили, что по предложенной Минфином вариации механизма «второй лишний» часть фармпроизводителей не сможет участвовать в гостендерах, а из-за невозможности планировать поставки некоторые из них будут вынуждены прекратить производство лекарств. Ранее Минфин предлагал отдать преимущество препаратам российского происхождения, если таковые включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЛЗС), содержащий 215 позиций. Однако в новом проекте документа предлагается распространить механизм «второй лишний» на все препараты и ряд медизделий.
Ассоциация российских фармпроизводителей тоже подготовила отрицательный отзыв на проект, сообщил гендиректор этой организации Виктор Дмитриев. К системе «второго лишнего» нужно подходить взвешенно, так как этот механизм может поддержать неконкурентоспособного монополиста, отметил Дмитриев.
В проекте постановления, представленном на общественное обсуждение в конце августа 2024 года, обозначено, что запреты и ограничения не относятся к товарам, производимым в государствах – членах Евразийского экономического союза, которые, при достижении отдельными заказчиками минимальной обязательной доли закупок российской продукции, будут учитываться на равных с отечественными изделиями условиях. Для подтверждения происхождения препарата потребуется предоставить сертификат, выданный уполномоченным органом государства – члена ЕАЭС или заключение о производстве промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом до 1 июля 2024 года, а также другие документы, содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства лексредств.
В начале сентября 2024 года Минздрав также предложил распространить действие регламента о внесении изменений в регудостоверение на дефектурные препараты на процесс регистрации лексредств, производство действующих веществ которых не локализовано в России.
Источник: «Коммерсантъ»
Фото: freepik.com