Депутаты Госдумы готовят реформу для фармдистрибьюторов. Главная идея концепции — сократить число посредников. Для этого предлагается обязать оптовиков заключать прямые контракты с производителями, для госзакупок предлагается и вовсе создать единый логистический оператор. Предложения уже направлены в Минфин. Эксперты уверены, что обойтись без дистрибьюторов-посредников в нашей огромной стране невозможно, ни один крупный дистрибьютор не может присутствовать во всех регионах. В результате в отдаленные аптеки лекарства перестанут попадать.
Комитет Госдумы по охране здоровья вместе с Минрегионом и Минэкономразвития разрабатывает реформу оптового звена фармрынка. Об этом во вторник в Госдуме на координационном совете по фармацевтике заявила депутат Татьяна Яковлева. По ее словам, количество дистрибьюторов на рынке превышает все мыслимые пределы: в России их насчитывается 2,5 тыс., в то время как в Великобритании действует всего три национальных поставщика, а во Франции — четыре. Такое изобилие поставщиков приводит к накруткам на цены, утверждает депутат.
В распоряжении РБК daily имеется документ, в котором собраны эти предложения депутатов. Авторы хотят ограничить деятельность небольших оптовых компаний, установив официальные квоты в уставном капитале компаний. Мелкие игроки также начнут уходить с рынка, после того как государство обяжет дистрибьюторов заключать прямые договоры с производителями. Улучшить качество лекарств и опять же уменьшить число мелких оптовиков поможет внедрение обязательных международных стандартов GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика, Good Distribution Practice), полагают разработчики реформы. Сократить число мелких дистрибьюторов, обслуживающих государственные закупки в регионах, по мнению авторов документа, поможет также и создание единого логистического оператора для государственного сегмента.
Кроме того, депутаты хотят утвердить обязательный ассортимент дистрибьюторов, аналогичный аптечному (в нем сейчас список из 60 препаратов), а также заключать трехлетние контракты с производителями лекарственных средств в государственном сегменте рынка. «Производители лекарств станут более заинтересованы в участии в аукционах, а дистрибьюторы будут участвовать в качестве логистических операторов», — говорится в документе. Сокращение некоторых функций у дистрибьюторов сократит наценки и снизит маржу оптового сегмента.
Идея избавиться от оптовиков-посредников совершенно утопична, считают эксперты. «Без вторичной дистрибьюции российские регионы останутся без лекарств, — убежден гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Доставить препараты в каждую аптеку глобальные дистрибьюторы не в состоянии. Даже самый крупный дистрибьютор может охватить 45 из 80 субъектов Федерации». К тому же заключение прямых договоров, призванное убрать с рынка мелкие компании и снизить вторичную дистрибьюцию, не всегда возможно, считает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперт» Николай Беспалов. «Только крупные компании имеют возможность напрямую работать с производителями, поскольку производители не заинтересованы работать с мелкими игроками», — объясняет он.
Создание единого логистического оператора потребует огромных вложений: это должна быть глобальная структура, на которую потребуется потратить несколько миллиардов долларов, говорит Сергей Шуляк. «Да и приобретение действующих дистрибьюторов тоже потребует вложений: например, капитализация «Протека» около 1 млрд долл., но чтобы обеспечить охват по всей стране, даже мощности двух операторов из топ-5 не хватит на то, чтобы покрыть 100% территории», — объясняет эксперт. Так что все равно глобальный оператор будет использовать вторичных дистрибьюторов там, где он не сможет обеспечить собственную доставку, добавляет г-н Шуляк.
Но все-таки некоторые положения эксперты одобрили. «Ограничения по уставному капиталу для дистрибьюторов помогут убрать с рынка те мелкие региональные компании, с помощью которых легализуются различные коррупционные схемы при госзакупках в регионах, — считает г-н Беспалов. — Часто они аффилированы с местными органами власти, и избавиться от них очень сложно». Кроме того, он считает, что идея введения для оптовиков минимального ассортимента будет позитивно воспринята розничным звеном. «Розница не может закупать товар напрямую у производителя, и аптечная сеть не может физически обеспечить наличие препаратов из минимального ассортимента, потому что у дистрибьюторов его иногда не бывает в наличии», — объясняет он.
Рынок постепенно саморегулируется, и в последние пять лет на нем наблюдается тенденция по уменьшению дистрибьюторов, говорит Сергей Шуляк. В последний год этот процесс активизировался, добавляет Николай Беспалов: государственный контроль наценок на препараты из перечня ЖНВЛП лишает бизнес рентабельности, и сейчас многие вторичные дистрибьюторы либо сворачивают деятельность, либо переквалифицируются. Кроме того, не стоит ожидать, что уход посредников уменьшит цены на лекарства, резюмирует г-н Шуляк. «Формирование цены препараты — это сложный механизм, иногда бывает, что у вторичного дистрибьютора цены ниже, чем у первичного».