Еврокомиссия официально объявила о готовности закрыть доступ к европейским госзакупкам компаниям стран, где действуют преференции национальным поставщикам товаров и услуг для госорганов. При присоединении РФ к ВТО российские компании могли рассчитывать на практически неограниченный доступ к еврогосзаказу в ?500 млрд, однако в случае успешного проведения предложения Еврокомиссии через парламент ЕС, подобная перспектива станет весьма призрачной, предвещая новые антидемпинговые меры, оспорить которые РФ не сможет до тех пор, пока не откроет собственный рынок госзакупок.
Официальной целью новой инициативы Еврокомиссии служит призыв к столу переговоров стран — торговых партнеров ЕС по вопросу открытия их рынков госзаказа. Еврокомиссия выразила недовольство такими протекционистскими проектами, как «Покупай американское», «Покупай бразильское», «Покупай китайское», а также преференциями и льготами для национальных поставщиков в Турции, России и Австралии, ссылаясь на то, что европейский рынок госзаказа практически полностью открыт для компаний из этих стран. Странам, подписавшим соглашение о госзакупках в рамках Всемирной торговой организации (США, Канада и Япония), Еврокомиссия обещает разбирательства через комиссию ВТО по урегулированию споров. Для прочих стран будут введены в действие дополнительные механизмы регулирования. В частности, предполагается использование антидемпинговых пошлин, уже сейчас активно применяемых в отношении компаний из России и Китая.
На текущий момент ограничения на доступ к госзакупкам в ЕС компаний из третьих стран действуют преимущественно в сфере обслуживания (телекоммуникации, транспорт, почта, водоснабжение, энергосети), где, согласно регламенту 2004/17/EC, заказчик имеет право исключить из тендера компании, чье предложение более чем на 50% сформировано товарами иностранного производства. Еврокомиссия предлагает расширить рамки применения этого правила для контрактов стоимостью свыше ?5 млн независимо от сферы закупок. Исключение заявки по заявлению заказчика будет в двухмесячный срок рассматриваться Еврокомиссией, которая примет во внимание, насколько открыт рынок госзаказа в той стране, откуда происходит товар.
В случае многочисленных и серьезных нарушений прав европейских компаний Еврокомиссия получит возможность провести расследование и приступить к переговорам с третьей стороной, а в случае отказа страны открыть свой рынок госзаказа — запретить доступ компаний этой страны к тендерам в определенной отрасли или наложить штраф в виде антидемпинговой пошлины. Кроме того, заказчики должны будут отчитываться перед Еврокомиссией в передаче контракта стороне, предложившей «ненормально низкую» цену. Заниженной цена будет считаться тогда, когда «предложение окажется слишком хорошим, чтобы быть правдой» (имеется в виду сравнение цены на товар на открытом рынке и цены в заявке). Заметим, что если сумма тендера меньше установленных порогов (для большинства позиций — ?5 млн), то на него распространяется регулирование конкретной страны ЕС, однако принцип недискриминации поставщика по национальному признаку также должен соблюдаться. В Евросоюзе на госсектор приходится порядка 19% ВВП, что эквивалентно ?2,288 трлн. В 2010 году объем госзаказа, на который могли претендовать участники из других стран, достиг ?352 млрд ($457 млрд), что составляет порядка 85% от всего госзаказа по контрактам, регламентируемым законодательством ЕС. В 2007 году 14% всех заказов стоимостью свыше ?5 млн было отдано компаниям третьих стран.
Еврокомиссия ожидает введения новых норм в действие во второй половине 2013 года, однако прежде проекту предстоит одобрение квалифицированным большинством в Совете министров и Европарламенте, при этом не все члены ЕС одобряют столь радикальную инициативу. В частности, Германия опасается за доступ продукции своей автомобильной индустрии и IT-компаний к госзаказу в ЕС по причине того, что предлагаемые ограничения могут распространяться и на совместные предприятия — компании с высокой долей участия иностранного капитала. При этом, по расчетам экспертов, открытие только рынка госзаказа Китая оценивается в сумму от ?81 млрд до ?208 млрд в год в зависимости от методики подсчета. Однако китайская сторона уже поспешила заявить о неизменности своей позиции по вопросу облегчения доступа к госзаказу.