С 1 января 2014 г. импортные препараты, которые в России были только расфасованы, упакованы и промаркированы, перестанут считаться отечественными, и потеряют право на участие в госзакупках, то есть могут лишиться значительной доли рынка.
История о преференциях
Государство не впервые демонстрирует намерение поддержать российских производителей с помощью преференций. Первый приказ Минэкономразвития «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков» был принят в декабре 2008 года и действовал до конца 2010 года.
За ним последовали приказы о преференциях на 2011 (вступил в силу 10 июля), на 2012 годы (вступил в силу 6 мая). Как и нынешний документ, они действовали ровно по году, теряя силу 31 декабря. Размер преференций не менялся с 2008 года.
Приказ Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 года N211 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», которого с нетерпением ждали отечественные производители, вступил в силу 16 июня. Однако и по прошествии четырех месяцев толку от него никакого ни фармпроизводителям, ни пациентам.
Документ вводит ценовые преференции для ряда товаров российского и белорусского происхождения на 2013 год — 15% от цены контракта при торгах на поставку для государственных и муниципальных нужд.
С 25 февраля по 11 марта проект приказа был представлен на общественное обсуждение. «В указанный срок поступило порядка семи обращений от юридических и физических лиц, в том числе от представителей фармбизнеса»,— сообщили в Минэкономразвития России. В основном предложения касались уточнения нормы о расчете доли товаров российского и (или) белорусского происхождения, уточнили в министерстве. Соответствующий пункт приказа был доработан: содержание не изменилось — найдена более четкая формулировка. Документ не претерпел серьезной доработки, однако вступил в силу в середине июня вместо января.
«Из года в год Минэкономразвития в силу каких-то бюрократических причин опаздывает с принятием документа, хотя мы напоминаем о необходимости начать процедуру работы над приказом еще с осени»,— заметил генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев.
И на этот раз, как и в предыдущие годы, приказ Минэкономразвития о преференциях для отечественных фармпроизводителей, участвующих в госзакупках, вступил в силу с опозданием — в июне вместо января. В результате компании, готовые активно участвовать в аукционах на поставку лекарств, полгода были лишены этой возможности. Парадокс, ведь преференции — это инструмент, с помощью которого государство намерено стимулировать развитие фармацевтики.
Директор по внешним связям компании Servier Василий Груздев отметил, что «не склонен видеть в задержке с приказом злой умысел». «Скорее это побочный эффект сложных бюрократических согласований»,— заметил он.
Председатель совета директоров компании BIOCAD Дмитрий Морозов объясняет нынешнюю ситуацию с приказом о преференциях несогласованностью между министерствами в работе над инициативами, связанными с определением непосредственно статуса локального производителя (которому предоставляются преференции). Признание локальным производителем компаний, осуществляющих упаковку, сегодня носит формальный характер, «потому что сейчас все научились укладывать флакончики», отметил эксперт.
Срок годности
Еще большую дискуссию вызвали проекты постановления правительства «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств» и приказа Минпромторга «О критериях, в соответствии с которыми лекарственные средства, произведенные на территории РФ с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к продукции российского происхождения», о которых говорит господин Морозов.
Правительственный проект предлагает считать дополнительным требованием к участникам аукциона наличие в заявке предложения о поставке лекарств российского происхождения, за исключением случаев, когда в реестре лекарственных средств зарегистрировано менее двух российских производителей фармпрепаратов, в отношении которых размещается заказ.
Проект приказа Минпромторга предлагает три критерия, по которым препарат, произведенный в России с использованием иностранных компонентов, может относиться к отечественным.
Российским предлагается считать лекарственное средство, выпуск которого на территории нашей страны начинался со стадии выпуска субстанции или хотя бы лекарственной формы. Продукцию, которая была только расфасована, упакована и промаркирована у нас, предполагается относить к отечественным препаратам до 1 января 2014 года.
Стадия упаковки
Российские производители в целом позитивно восприняли инициативы властей. «Мы предложили дифференцировать преференции в отношении цены контракта в зависимости от степени переработки продукции на территории России: 15% для стадии упаковки, 30% — при осуществлении готовой формы, 40% — для производителей субстанции»,— пояснил генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. В ассоциации надеются, что спустя некоторое время инициатива найдет отражение в отечественном законодательстве.
А вот Ассоциация международных производителей (AIPM) выступила против новых инициатив правительства и, настаивая на встрече с главой Минпромторга, выдвинула свои предложения. И, возможно, по этой причине (как известно, в госпитальном секторе около 70% закупаемых ЛС — импортного происхождения) тогда же весной Минпромторг заявил о намерении провести дополнительный анализ инвест-проектов в фармотрасли, реализуемых в России, чтобы понять, следует ли изменить срок, после которого стадия упаковки не будет считаться условием признания лекарственного средства российским.
Однако, как заметил исполнительный директор AIPM Владимир Шипков, «на публичных площадках представители министерства недвусмысленно обещали индустрии, что обсуждение продолжится, но этого так и не произошло». В конце мая в своем выступлении в Совете федерации глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что постановление о перечне товаров, которых коснутся ограничения на госзакупки импортной продукции, имеющей российские аналоги, «находится на финальной стадии согласования».
«Мы не добились открытого диалога с министерством, на который рассчитывали»,— констатировал господин Шипков. По его словам, признание этапа упаковки критерием локального производителя требует очень серьезного обсуждения с реальными инвесторами, которые уже строят заводы в России, и с потенциальными, которые только обсуждают вопросы локализации в нашей стране. «Локализация фармацевтического производства во всем мире носит ступенчатый характер (от упаковки до полного цикла), и Россия в этом смысле не является исключением. Создание полного цикла производства лекарственных средств требует существенных временных, финансовых и иных ресурсных затрат, кроме того, существуют объективные процессы, такие, как перенос технологии и аналитики, проведение изучения стабильности лекарственных средств и последующая государственная регистрация в стране, что может занимать от трех до четырех лет»,— заметил господин Шипков. Поэтому Ассоциация предлагает установить реалистичный срок для определения российского происхождения лекарственных средств с учетом критерия первичной или вторичной упаковки — по крайней мере, до декабря 2016 года.
При этом господин Груздев уверен, что «окончательное решение по проекту постановления правительства о дополнительных требованиях к госзакупкам будет политическим, а не техническим, поскольку все-таки предполагает выбор между новой системной мерой поддержки отечественной фармпромышленности и сохранением прежнего высокого уровня конкурентной среды в сфере госзакупок лекарств».
Что касается проблемы запоздалого вступления в силу приказа о преференциях, то господин Дмитриев предлагает продлить срок его действия до 2020 года, «вместо того чтобы каждый год запускать процедуру утверждения документа, создающую лишнюю работу самому министерству и ничего не дающую российским производителям на весенних аукционах».
Действительно, документ, который играет немаловажное значение в планах государства по развитию российского фармбизнеса, в этом году уже не сможет в полной мере поддержать российский фармацевтический бизнес. В основном воспользоваться положенными льготами отечественные компании смогут лишь во время зимних аукционов.
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ