30 сентября – 1 октября в Москве в Конгресс-центре «Свиссотель Красные Холмы» проходила Vспециальная осенняя сессия фарм-лидеров «Что происходит на фармацевтическом рынке? Территориальная экспансия». Более 350 участников – руководителей министерств и ведомств, первых лиц компаний производителей, дистрибьюторов, аптечных сетей – встретились для обсуждения ключевых трендов фармрынка и обмена лучшей практикой.
Организатором мероприятия выступила компания infor-media Russia. Традиционно осеннюю сессию фарм-лидеров поддержали ведущие отраслевые ассоциации: AIPM, АРФП, РААС, СПФО, НП СРО «СФР», InPharma и «Союзфарма».
Мероприятие началось с аналитического бизнес-завтрака, где Олег Фельдман ( Synovate ComconHealthcare), Евгения Эйрамджанц (GfK Rus), и Сергей Шуляк (DSM Group) представили обзор главных изменений и тенденций развития фармацевтической отрасли. Сергей Шуляк сделал прогноз, что российский фармацевтический рынок в 2017 году может вырасти до 1,552 трлн. рублей. В 2013 году ожидается рост российского фармрынка до 1,041 трлн рублей, что на 13% превышает показатели 2012 г. В том числе, коммерческий рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) в текущем году может вырасти на 15% и составить 617 млрд. рублей, рынок парафармацевтики — на 15% — до 171 млрд. рублей. Эксперт прогнозирует, что государственный сектор ГЛС продемонстрирует рост на 7% — до 253 млрд. рублей. Сергей Шуляк считает, что фармрынок в 2014 году может достичь 1,165 трлн. рублей, увеличившись на 12% по сравнению с 2013 годом. В свою очередь, Олег Фельдман оценил все ключевые изменения на фармрынке через призму основных целевых аудиторий – врачей, аптек и конечных потребителей, выделив региональные особенности и отличия.
Обсуждение будущего фармрынка и инновационных подходов к его развитию продолжилось в рамках сессии «Лидеры будущего». Марина Велданова (Ipsen Pharma) в своем выступлении уделила внимание ключевым темам года, таким как: стратегия лек обеспечения, ФКС, обновление ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,
GMP, а также определила основные вызовы и решения 2013 года. Об инновационном вкладе международных фармкомпаний в развитие российского фармбизнеса рассказал Данил Блинов (Pfizer). Опыт взаимодействия российских и международных компаний был отражен в докладе Виталия Смердова (ФармФирма «Сотекс»).
О последних регуляторных инициативах и их влиянии на отрасль говорили на ключевом пленарном заседании. В дебатах приняли участие Тимофей Нижегородцев (ФАС России), Юлия Тормагова (VEGAS LEX), и Владимир Шипков (AIPM). Комментируя вопрос внедрения стандартов GMP, Тимофей Нижегородцев заявил, что ФАС выступает против переноса сроков внедрения GMP на российских фармацевтических предприятиях.
Поскольку в 2014 году в соответствии с федеральным законом № 323 предполагается передача функции по закупке лекарственных средств для обеспечения высокозатратных нозологий (программа «7 нозологий») в регионы РФ, теме регионализации здравоохранения была посвящена отдельная сессия на мероприятии.
Давид Мелик-Гусейнов (Центр социальной экономики), представил аудитории полную картину финансирования системы здравоохранения с 2013 по 2020 гг. Он отметил, что общее финансирование лекарственного обеспечения растет, основной рост происходит за счет увеличивающейся части сегмента ОМС. При этом федеральное финансирование снижается. При передаче полномочий по управлению программы «7 нозологий» в регионы, федеральный бюджет сократится еще более радикально, на этом фоне должен вырасти бюджет региональных закупок. В среднем, объем государственного финансирования лекарственного обеспечения во всех сегментах (стационарный и амбулаторный) составит 410 млрд. рублей к 2018 году, что на 60% больше, чем в 2013 году.
1 октября прошел Первый Аптечный конгресс, который был впервые организован в рамках осенней сессии фарм-лидеров, соорганизатором этого проекта выступил ИД FF MEDIA. На одной площадке встретились более 200 владельцев крупнейших аптечных сетей.
Все заседания прошли в формате дискуссий. Основное внимание было уделено стратегиям выживания на высококонкурентном рынке и на рынке с ограниченной емкостью, изменению структуры рынка, альтернативным способам развития розничной сети (таким как франчайзинг, маркетинговые и закупочные союзы и виртуальные сети), а также электронной коммерции.
Кроме того, участники конгресса смогли посетить мастер-класс «Управление делегированием в компании: адекватные, ответственные, инициативные и мотивированные сотрудники».