А5 определила «Норму»

В продуктовых магазинах появятся аптеки

Аптечная сеть А5 Group (бренды А5, «Норма», «Мособлфармация» и «Социальная аптека») запустила новый формат торговых точек. В докассовых зонах магазинов продуктовых сетей А5 открывает аптеки «Норма».

А5 с лета этого года начала развивать один из своих брендов «Норма» в формате shop-in-shop, рассказал «Ъ» совладелец А5 Сергей Солодов. Пока открыта одна аптека в 60 кв. м в «Пятерочке» (принадлежит X5 Retail Group, в нее входят также «Перекресток» и «Карусель»). Переговоры идут со многими сетями, добавляет исполнительный директор А5 Андрей Гусев.

Сейчас под брендом «Норма» существуют 60 точек в Москве и регионах, средняя площадь каждой составляет 100 кв. м. К концу 2013 года их количество вырастет до ста, сколько именно в магазинах ритейлеров — в А5 не уточняют. Инвестиции в открытие одной «Нормы» (любого формата) составляют максимум 1,5 млн руб. «Норма» работает в формате дискаунтера с наценкой на товары 14%, что соответствует требованиям аудитории магазинов, в которых располагаются аптеки, объясняет господин Солодов.

Акционерами А5 являются Сергей Солодов, Роман Буздалин; 8,45% акций принадлежит Х5 Retail Group. Под управлением А5 сейчас находится более 1,1 тыс. аптек (бренды А5, «Социальная аптека», «Мособлфармация», «Норма», интернет-аптека Piluli.ru). Выручка в 2012 году — 12,5 млрд руб.

По данным DSM Group, объем коммерческого сегмента фармрынка РФ в 2012 году составил 686 млрд руб. в ценах конечного потребления (5,7 млрд упаковок). По словам господина Гусева, формат shop-in-shop для А5 Group позволяет получать площадки, в которых уже сгенерирован трафик, а также экономить на арендных ставках.

Директор по развитию DNA Realty Евгений Гуща говорит, что ставки аренды корнеров внутри зала могут составлять $0,4-1,2 тыс. за 1 кв. м в год, в прикассовой зоне это значение выше — $0,7-3,5 тыс. за 1 кв. м в год в зависимости от района и проходимости, «если же брать процент от оборота, то речь может идти о 8-11% от выручки». «Норма» сразу получает устойчивый трафик, а риски могут возникнуть только в случае сложностей с продуктовым партнером, полагает акционер аптечной сети «36,6» Артем Бектемиров.

Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что в каждом магазине уже есть аптечный пункт или киоск, поэтому принципиальной разницы, где конкретно (в докассовой либо в послекассовой зоне) потребитель может купить лекарство, нет — тем более что любое помещение, в котором продаются препараты, должно иметь лицензию. «Эта история более выгодна продуктовым ритейлерам: если человеку нужно лекарство и он пошел за ним в продуктовый магазин, то с высокой долей вероятности он попутно купит и что-то из еды»,— добавляет он.

Представитель X5 Владимир Русанов отмечает, что партнерство предлагает дополнительный сервис для покупателя и увеличивает трафик. Согласно данным Х5 Retail Group за третий квартал 2013 года, в «Пятерочках» (более 3,5 тыс. магазинов) было совершено 358,1 млн покупок (+4,1%), хотя трафик снизился на 7%. А5 аналогичных данных не раскрывает.


Евгения Ъ-Перцева
kommersant