В марте 2015 года одно из подразделений компании Johnson&Johnson – McNeil Consumer Healthcare – обязали выплатить штраф в размере $25 млн за продажу лекарств, загрязненных тяжелыми металлами. В числе непригодных для использования препаратов оказался и неоднократно попадавший под пристальное внимание общественности Тайленол.
Очередная неприятная для компании история началась еще в 2008 году, когда покупатели обнаружили в некоторых лекарствах черные «шарики», впоследствии оказавшиеся частицами тяжелых металлов. Пациенты начали жаловаться на запах плесени, исходивший от препаратов. Впоследствии было установлено, что лекарственная продукция, произведенная на заводе в Пенсильвании, действительно была загрязнена частицами хрома и никеля. К тому же у лекарств были проблемы с маркировкой. Наученная горьким опытом 80-х годов прошлого столетия, McNeil снова была вынуждена отозвать препараты с рынка. Изъятию подлежало 53 млн пузырьков безрецептурных лекарств. В 2010 году череда массовых отзывов продолжилась: с обращения сняли все те же лекарства: Бенадрил (против аллергии) и Ролэйдс (от изжоги), а также детские версии обезболивающих Мотрин и Тайленол. Всего за два года было отозвано сотни миллионов упаковок лекарств, что сократило продажи Johnson&Johnson на 19% (на $900 млн).
Впервые Тайленол поставил под угрозу репутацию Johnson&Johnson еще в 1982 году, когда после употребления обезболивающего скончались шесть человек. Этот прецедент прозвали «чикагскими отравлениями». В ходе расследования этой истории в Тайленоле обнаружили цианид: каждая капсула содержала до 65 мг ядовитого вещества. Учитывая, что для летального исхода достаточно 5 мг цианида, шансов выжить у пострадавших не было.
В результате охватившей американцев паники в течение одного дня продажи препарата упали до нуля. Официальные рекомендации отказаться от употребления Тайленола до завершения расследования также выдало Управление по продуктам и лекарствам США (Food and Drug Administration, FDA). Реакция Johnson&Johnson была незамедлительной: компания отозвала из продажи все последние поступившие в обращение партии Тайленола (31 млн упаковок стоимостью более $120 млн). У компании появились большие риски потерять свой самый продаваемый бренд и потерпеть миллионные убытки.
Однако позже дело об отравлениях приняло положительный для Johnson&Johnson оборот: компании удалось выйти из тени после того, как полиция установила, что отравленные препараты были маркированы разными сериями и произведены на двух разных заводах. При этом доказательств ее причастности к криминальному производству лекарств следователи так и не нашли. Версия о неизвестном отравителе, который шантажировал компанию ради $1 млн, также не нашла подтверждения.
Принципиально новым решением Johnson&Johnson, старавшейся выйти из кризисного положения, была новая упаковка Тайленола: флаконы были снабжены системой контроля первого вскрытия – под крышкой каждого из них была натянута и запаяна предохранительная полоска из фольги. Уже к концу такого трудного года Тайленол смог вернуть себе 25% рынка болеутоляющих и жаропонижающих средств, тогда как до скандала он занимал 37% рынка. И даже сегодня, несмотря на все истории с загрязнениями, Тайленол остается лидирующим препаратом среди безрецептурных жаропонижающих и обезболивающих средств на рынке США.
Права на производство Тайленола (парацетамол) принадлежат подразделению Johnson&Johnson – компании McNeil Consumer Healthcare. В 1955 году McNeil Laboratories вывела на американский рынок препарат Тайленол Эликсир (Tylenol Elixir) для детей, содержащий парацетамол в качестве единственного активного ингредиента. Изначально Тайленол позиционировался как детское лекарство, однако уже в 1961 году была выпущена таблетированная версия препарата для взрослых. Тогда же он стал первым рецептурным лекарством, перешедшим в разряд безрецептурных препаратов, и к концу 1982 году, пережив непростое время, занял 35% рынка анальгетиков в США. В результате Тайленол принес Johnson&Johnson до $1 млрд прибыли, что составило порядка 15% всей прибыли компании.
Фото: news.zing.vn