Татьяна Голикова работает министром здравоохранения и социального развития почти два с половиной года. Ей удалось начать несколько важных реформ, например, в пенсионной сфере — пенсии уже в этом году выросли в полтора раза, правда, в следующем году бизнес заплатит за это повышенными налогами. Недавно Минздрав начал еще одну реформу — вводит государственное регулирование цен на лекарства. Министр Голикова рассказала Надежде Иваницкой и Игорю Иванову, что резкого роста цен на лекарства больше не будет, что Пенсионный фонд пока отменно справляется со сбором страховых взносов и что не стоит бояться протестных митингов.
Правительство с этого года начинает регулировать цены на жизненно важные лекарства. Как будут меняться ценники в аптеках после того, как будет зарегистрирована предельная стоимость препаратов?
Они могут пересматриваться раз в год на фактическую инфляцию. И что здесь всех смущает, я не понимаю. Мы ежегодно принимаем закон о бюджете, где устанавливаем прогнозный уровень инфляции, и этот показатель используется для увеличения соцвыплат и зарплат. Почему с лекарствами должно быть по-другому? Устанавливая правила игры, мы заранее говорим производителям: принимайте решения и планируйте прибыли исходя из этого. Раньше они были более свободны в установлении цены — регистрация была заявительной. Но рост цен, который произошел в прошлом году из-за девальвации рубля и эпидемии гриппа, показал, что бизнес не готов быть социально ответственным в этой сфере.
Если цены на лекарства из перечня жизненно важных будут заморожены, то не поднимутся ли цены на другие лекарства?
Риски всегда существуют, и было бы глупо их не оценивать. Но ответственное государство не допустит резкого дисбаланса в регулируемом и нерегулируемом сегментах. Есть разные способы придержать цены. Например, в прошлом году, когда из-за гриппа резко выросли цены на противовирусные препараты, контрольные органы проверили, как формируется цена, в том числе по лекарствам, не входящим в перечень жизненно важных, — по всей цепочке. Затем были вручены уведомления недобросовестным участникам рынка. При этом нормативно установленного госрегулирования не было.
Новый закон «Об обращении лекарств» вызвал бурное недовольство иностранных производителей. Они жалуются на то, что Минздрав стал закрытым ведомством и не приглашает их к дискуссии.
Мы не получали никаких обращений от зарубежных производителей непосредственно по положениям законопроекта. Все, что слышим, — это мнение различных ассоциаций и отдельных экспертов. Наше министерство открыто к дискуссии на любых площадках. Российские производители занимают активную позицию при разработке законопроекта и выработке поправок ко второму чтению.
Депутаты надеются принять этот закон в весеннюю сессию. Какие поправки вы планируете туда внести?
Главное — это переход на стандарт GMP. Непродуманный, в первую очередь по срокам, переход на новый стандарт может привести к тому, что лекарства подорожают. Каким будет переходный период, мы еще не договорились, но одним из ориентиров будет пятилетний срок действия лицензий. Также ко второму чтению мы работаем над поправками, которые установят ответственность всех участников рынка за нарушение требований к проведению регистрации, экспертизы качества и безопасности. Еще одна тема — обращение радиофармпрепаратов, которые пока никак не регулируются законодательством. Будут и другие поправки.
Параллельно идет еще одна реформа: представителям фармкомпаний ограничат общение с врачами. Законопроект уже готов?
Мы отправили наши предложения 1 февраля в правительство, и сейчас они проходят согласование в заинтересованных органах власти. Предварительно мы обсудили их с главными внештатными специалистами министерства. Если вкратце, то врачам будет запрещено посещать профессиональные мероприятия, которые организуются одним производителем. Под регулирование попадут получение подарков от производителей или их представителей, посещения представителями фармкомпаний врачей в рабочее время, выписка рецептов на заранее подготовленных бланках с указанием конкретных лекарств.
Последнее время в ваших ведомствах произошло несколько громких отставок. Уволены глава Росздравнадзора Николай Юргель и руководитель Фонда социального страхования Сергей Калашников. Это системная кадровая проблема?
Я не знаю насчет громкой отставки Калашникова. Он написал заявление по собственному желанию, дальше это можно интерпретировать как угодно, насколько хватит фантазии.
Был комментарий, что вы не сошлись в понимании социальной политики.
За два года, которые он проработал в фонде социального страхования, я не слышала ни одного его высказывания по поводу социальной политики страны в целом. Поэтому непонятно, в чем мы могли не сойтись. Калашников сейчас в отпуске, в это время обязанности руководителя исполняет его первый заместитель, она вполне справляется. Сейчас находимся в поиске достойной кандидатуры.
Сокращает ли закон о лекарствах функции Росздравнадзора?
Нет. Где в законе написано про Минздрав, Росздравнадзор или другой орган? Мы употребляем в законопроекте термин «уполномоченный правительством орган». Может, это будет Минздрав, может, Росздравнадзор. Сейчас в системе Росздравнадзора есть бюджетное учреждение, которое проводит экспертизу для последующей регистрации. Оно взимает с участников рынка плату за свои услуги, при этом его деятельность никак не встроена в официальную процедуру. В 2009 году вышло постановление правительства, которое предписывает определиться: либо это платная услуга — и тогда надо установить тариф по прозрачной методике, либо это юридически значимое действие — и должна взиматься государственная пошлина. В случае с лекарствами было решено, что экспертиза становится частью регистрации, а соответственно, устанавливается госпошлина, которая поступает в бюджет. С принятием такого решения уполномоченный орган или третье лицо больше не смогут требовать дополнительных денег за свои услуги. А значит, бюджетное учреждение теряет возможность получать непрямую плату с участников рынка.
Минздрав подготовил список препаратов, которые нужно производить в России. На какую господдержку могут претендовать выпускающие их компании?
По международным непатентованным наименованиям таких препаратов 57. Это сердечно-сосудистые препараты, онкологические, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, инфекционных болезней, ВИЧ-СПИДа, гепатита. Эти заболевания — абсолютные лидеры в рейтинге смертности в нашей стране. Часть этих препаратов отечественные компании могут производить уже сегодня, и они реально ведут большую работу в этом направлении. Мы жестко не увязываем: вы производите препарат, а мы даем вам миллиард рублей. Мы говорим о том, что эти препараты будут востребованы населением еще очень долгое время. А это значит, что они будут закупаться в госпитальном и амбулаторном сегментах и на их приобретение будут направляться средства системы ОМС и бюджетов всех уровней.
Импортозамещение – главный тренд на три года. А что будет потом?
Мы уже сейчас отрабатываем механизмы, стимулирующие создание инновационных препаратов в России. Это параллельные процессы с поддержкой импортозамещения. Выпуск на рынок инновационного препарата занимает существенно больше времени, чем воспроизведение лекарства. Сейчас идет отбор проектов. Если на них нельзя будет привлечь средства бизнеса, то поддержку окажет государство. Мы считаем перспективным в случае с инновационными препаратами выделять деньги и на фундаментальные исследования, и на доклинику, и, возможно, последующие клинические испытания.
Полтора месяца пенсионная система работает по-новому – Пенсионный фонд сам собирает свои платежи. Уже видны какие-то результаты?
По новому законодательству Пенсионный фонд администрирует страховые взносы только с февраля, весь январь платежи поступали по законодательству 2009 года. Первый срок уплаты по новой системе — 15 февраля. За первые 18 дней уже поступило около 150,1 млрд рублей, это около 95% от плановых поступлений. В прошлом году за весь февраль был собран 101 млрд рублей. Конечно, делать какие-либо выводы еще рано. Думаю, что нужно дождаться хотя бы истечения квартала работы в новой системе.
Министерство финансов предлагает заморозить предполагаемый рост страховых отчислений в систему обязательного медстрахования. Почему вы не поддерживаете эту инициативу?
Решение об увеличении страховых взносов в систему ОМС было принято законом. А предложение Минфина — инициатива, которая пока никем не согласована. Система здравоохранения испытывает недостаток денег. Мы работаем над подготовкой порядков оказания медпомощи и над принятием или обновлением стандартов оказания медпомощи. Одновременно осуществляем расчет стоимости стандартов в среднем по России. Такую работу раньше никто не делал. Мы надеемся завершить ее к апрелю, и до этого момента от выводов о достаточности или недостаточности средств в системе ОМС воздержимся. Может сложиться так, что существующих денег достаточно, но они неправильно структурированы. А может оказаться, что денег мало, и тогда мы будем обсуждать конкретные цифры: на два процентных пункта надо повышать взносы — или потребуются другие решения.
Идут ли еще разговоры о возмещении бизнесу убытков от увеличения налоговой нагрузки?
Налоговая политика традиционно обсуждается в марте-апреле, так что время еще не пришло. Но мы за механизм возмещения не отвечаем. Можем предложить снижение административных барьеров, что сохранит бизнесменам деньги, сбережет ноги, обувь и нервы. А так как мы отвечаем за здравоохранение, то нервы нашего бизнеса нам крайне дороги. Речь идет об упрощении контрольно-разрешительных процедур, которые исполняют различные учреждения, заставляя собирать бесконечные справки. У нас две структуры имеют такую систему — Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Мы предложим отмену лицензирования по целому ряду направлений, которые сейчас существуют в Росздравнадзоре. Заменим обязательное лицензирование на декларирование. Проведем серьезную работу по отдельным видам регистраций: будем либо отменять эти процедуры, либо переводить с разрешительной системы на уведомительную. Планируем завершить отработку таких предложений уже в марте.
Когда вы только пришли в Минздрав, обсуждалось, что ваша главная задача на новом посту — это более эффективная трата денег. Удалось ли вам на чем-то сэкономить?
Когда я сюда пришла, у системы были долги перед поставщиками лекарств — 75 млрд рублей. Нам пришлось выверить все эти долги и осуществить их погашение. Кроме того, Минздрав тогда был органом, у которого денег по факту не было — только на содержание центрального аппарата. Все остальное находилось в агентствах, два из трех в последствии были ликвидированы. Полноценно с деньгами — на содержание учреждений, на стройку и закупку лекарств — мы работали только один год – 2009-й. Для первого года, я считаю, сработали удовлетворительно, получив существенную экономию в результате осуществления конкурсных процедур. Например, по приобретению лекарственных средств экономия составила более 3 млрд рублей, упорядочили ряд процедур, что тоже привело к более эффективному расходованию государственных средств.
В 2008 году вы передали в ведение «Ростехнологий» проект достройки высокотехнологичных медицинских центров. По большинству из них сроки сорваны: «Ростехнологии» пеняют на предыдущего заказчика, а в регионах – на госкорпорацию. В недостроенных центрах уже завелся грибок.
Грибок был обнаружен только в Краснодарском травматологическом центре, больше нигде его нет. Что касается дополнительного обеспечения строительства, мы перечислили в июле прошлого года более 7 млрд рублей в уставный капитал «Ростехнологий», внесли в 2010 году в правительство проект распоряжения о направлении еще 4,2 млрд рублей. Три центра уже работают, пять, в соответствии с графиком «Ростехнологий», будут введены в этом году, остальные — в 2011 году. Госкорпорация проводила аудит строительства центров. Акта у нас пока нет, но, видимо, «Ростехнологии» будут предлагать увеличить объем бюджетных ассигнований. Это связано с тем, что часть оборудования устарела и требует замены, и с увеличением стоимости строительства.
За последнее время в регионах прошло несколько митингов. Не беспокоит ли вас уровень социальной напряженности в России?
Это не относится к моей сфере компетенции, но я не могу сказать, что меня это не волнует.
И вы не боитесь митингов в связи с ростом безработицы?
Это неправильная постановка вопроса. Митингов нельзя бояться или не бояться. Они просто бывают или нет. Наша работа в том, чтобы предотвратить их. Все свои решения мы примеряем на то, как на это отреагирует население. Было бы странно, если бы в прошлом году социальное напряжение не выросло, ведь очень многие лишались работы или находились под угрозой увольнения. Наши программы на рынке труда как раз и были нацелены на то, чтобы поддержать людей и чтобы их не увольняли. В прошлом году в программах приняли участие 2,8 млн человек, многим это позволило сохранить заработок.
Последние месяцы количество безработных растет. Вы не ждете всплеска безработицы?
Таких прогнозов нет. Рост безработицы в январе и феврале — это сезонное явление. В бюджете заложен среднегодовой уровень 2,2 млн человек, сейчас безработных именно столько. Пока мы ориентируемся на эту цифру, но имеем отложенный прогноз в 2,4 млн человек.
А вы верите в предложение Минрегиона по переселению моногородов?
Переселение не самый популярный процесс. В прошлом году переехало всего 13 394 человека. Эффективность массового переселения зависит от тех программ, которые будут приняты в отношении моногородов. Местный менеджмент должен оценить реальную экономическую ситуацию — есть ли перспективы у производства, которое расположено в моногороде. Если их нет, а население молодое и трудоспособное, то тогда нужно искать для них другую работу. Такие вопросы без господдержки решать сложно.
Как будет устроена передача вытрезвителей от МВД в ведение Минздрава? Что изменится в их работе?
Сегодня вытрезвители — это правоохранительная система. Там служат люди в погонах, хотя есть и врачи. В основном вытрезвители находятся на территории управлений внутренних дел в регионах. И когда встает вопрос о передаче вытрезвителей в систему здравоохранения, то надо решить множество вопросов: финансовое обеспечение, место их расположения, наличие или отсутствие людей в погонах. За полгода нам вместе с МВД предстоит выработать подходы к дальнейшей форме существования медвытрезвителей.