Центральной темой первого полугодия, конечно, стала эпидемия COVID-19, для дистрибьюторов это было время авральной работы, серьёзного изменения бизнес процессов и формата работы с розницей. Крупные компании давно начали процесс ужесточения взаимоотношений с ритейлом, но эпидемия эту тенденцию реанимировала, и сделала едва ли не ключевым вопросом отношений с партнёрами. Результатом стало заметное сокращение количества точек доставки у большинства топовых дистрибьюторов. Доля лидеров рейтинга тоже сокращалась, но здесь первоочередное значение играл фактор неравномерного развития рынка, госсегмент рос в несколько раз быстрее розницы, сообщает аналитическая компания RNC Pharma®.
Второе безусловное достижение первой половины 2020 года – формальное разрешение онлайн продажи безрецептурных ЛП. Дистрибьюторских компаний эта тема касается самым непосредственным образом. Развитие он-лайна технологически неотрывно связано с оптовыми компетенциями, да и исторически большинство представителей других отраслей, скажем в сфере FMCG-ритейла, развивали он-лайн не столько в качестве дополнения основного сервиса для потребителя, сколько как способ дополнительной загрузки своих логистических возможностей. Это уже по итогу эпидемии онлайн канал совершил скачок в развитии и стал едва ли не обязательным розничным сервисом. На фармрынке наиболее крупные онлайн проекты развивались примерно по тем же принципам, с небольшими отраслевыми поправками, которые были продиктованы регуляторными особенностями. Разрешение онлайн продаж в этом отношении добавило возможностей для развития, на базе дистрибьюторских сервисов по бронированию началось формирование компетенций маркетплейсов, что для исторически консервативной отрасли явление, в общем-то, знаковое.
Наконец стартовала маркировка ЛП, пусть с некоторыми условностями и допущениями, но всё-таки стартовала. Да, для розницы это большая головная боль и в ряде случаев необходимость серьёзно пересматривать эффективность внутренних бизнес процессов, но, наверное, не будет преувеличением сказать, что дистрибьюторы формальный старт системы маркировки восприняли ещё и в качестве инструмента конкурентной борьбы. Возможность поставить немаркированный товар стала для некоторых представителей фармритейла весьма важным фактором выбора поставщика, едва ли не сопоставимым с условиями по отсрочкам платежей.
Топ-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом льготных поставок, в т.ч. региональных), в денежном выражении, по итогам 12 кв. 2020 г.
Рейтинг | Дистрибьютор | Центральный офис | Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, % | |
1-2 кв. 2020 | 1-2 кв. 2019 | |||
1 | Пульс | Химки | 13,6 | 15,5 |
2 | Протек* | Москва | 12,7 | 15,2 |
3 | Катрен | Новосибирск | 11,1 | 14,2 |
4 | Р-Фарм | Москва | 5,5 | 4,4 |
5 | Фармкомплект | Н. Новгород | 5,3 | 5,1 |
6 | ФК Гранд Капитал | Москва | 4,6 | 4,5 |
7 | БСС | С.-Петербург | 3,1 | 3,7 |
8 | Биотэк | Москва | 2,8 | 3,0 |
9 | Джи Ди Пи | Москва | 2,2 | 2,9 |
10 | ПрофитМед | Москва | 2,0 | 2,2 |
11 | Ирвин 2 | Москва | 1,9 | 1,3 |
12 | Авеста Фармацевтика | Москва | 1,8 | 2,1 |
13 | Агроресурсы | Кольцово | 1,6 | 1,5 |
14 | Фармстор | Москва | 1,4 | 1,4 |
15 | АСФАДИС | Москва | 1,3 | 1,9 |
*экспертная оценка | ||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |