Гудок (Москва) , N157, 2.9.2008.
Госведомствам отведут свое место в телевизионном эфире.
В Госдуму РФ внесен законопроект, обязывающий вещателей распространять социальную рекламу на телеканалах.
Депутаты предлагают жестко регулировать количество рекламных пауз во время телетрансляций. По мнению депутатов, прерывать показ телепередач или художественных фильмов нужно не более трех раз в час.
На сегодняшний день количество рекламных показов никак не регламентируется. Единственное действующее законодательное ограничение — общее время рекламы не должно превышать девять минут в час.
Депутаты намерены добиться того, чтобы телеанонсы также вошли в разряд рекламы. Но главное в законопроекте — обязать телеканалы транслировать социальную рекламу. Правда, она должна идти сверх уже установленной девятиминутной квоты: на нее предлагается отводить каналам дополнительно не менее 30 секунд в час.
По словам одного из авторов законопроекта, первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Татьяны Яковлевой, если поправки к «Закону о рекламе» будут приняты, тогда «телеканалы не вправе будут отказывать в распространении социальной рекламы, изготовленной, например, МЧС или Минздравсоцразвития».
«Когда не было законодательной базы, телевизионщики воспринимали размещение социальной рекламы на своих каналах как ущерб установленной квоте. И если рекламу все-таки размещали, то она шла не в самое удобное время, так что ее практически никто не видел, — сказал «Гудку» вице-президент Союза создателей социальной рекламы (СССР) Александр Можаев. — Если же, как предполагает законопроект, такие блоки пойдут сверх установленной квоты, коммерческие интересы каналов не пострадают. Благодаря поправкам уйдет самое важное препятствие на пути к развитию социальной рекламы — проблема с размещением на каналах. Зато возрастет спрос на нее со стороны заказчиков — госструктур и общественных организаций, которые будут уверены, что их социальные послания дойдут до граждан».
В свою очередь ряд экспертов отмечает, что неправильный подход к производству социальных телероликов может только навредить. «Воздействие негативных моделей, которые встречаются в социальной рекламе, наносят обществу гораздо больший вред, нежели ее отсутствие, — считает руководитель Лаборатории социальной рекламы, доцент Высшей школы экономики Гюзелла Николайшвили. — Реклама — очень сильный инструмент воздействия. В ней нельзя говорить о проблеме, показывая ее атрибуты, так как вместо отторжения и неприятия это может вызвать любопытство и желание подражать. Поэтому необходимо, чтобы социальная реклама была позитивной».