Как сообщает Chicago Tribune 16июля, Европейское агентство по оценке лекарственных средств (EMA), в прошлом подвергавшееся критике за излишнюю секретность, открывает базу данных, что позволит независимым исследователям тщательно изучать миллионы страниц информации по клиническим испытаниям.
Подобная информация является кладом для ученых, желающих протестировать заявленные производителями свойства лекарственных препаратов и вскрыть их возможные недостатки.
В ноябре 2012 г. EMA намерено провести конференцию, в ходе которой планируется рассмотреть пути для быстрого раскрытия больших объемов информации.
Принимаемая EMA мера является своевременной, т.к. в мировой промышленности, в т.ч. и в фармотрасли набирает силу мнение о том, что данные о научных исследованиях должны быть публичными.
Решение европейского регулятора является ударом для фармацевтических компаний, которые всеми доступными средствами защищают свои коммерческие секреты и интеллектуальную собственность, и от которых ранее не требовали делиться информацией с независимыми исследователями. Теперь у них нет выбора, т.к. для получения одобрения препарата они должны направлять всю информацию в регуляторный орган.
EMA как и FDA обвинялось в неспособности обнаружить проблемы при рассмотрении заявок на такие препараты, как Vioxx (Merck&Co.) и Avandia (GlaxoSmithKline).
Los Angeles Times предупреждает, что не все мнения и советы известных врачей, которые они дают в различных ток-шоу, нужно принимать за чистую монету.
Одной из причин этому, считает профессор медицины Дартмутского института политики здравоохранения и клинической практики Стивен Волошин, является то, что выступающие врачи довольно часто выходят за рамки своей компетенции и обсуждают темы, в которых у них нет опыта.
«Если человек выступает по телевидению и носит белый халат, вовсе не означает, что он сведущ в той или иной области медицины», – говорит д-р Волошин. Он также добавляет, что зритель должен смотреть медицинские программы и ток-шоу со здоровой долей скептицизма и сверяться с врачом, прежде чем что-то менять, т.к. лечащий врач хоть и не так знаменит, как снимающихся в программах, однако он знает о пациенте больше, чем экранный врач.
В качестве примера он приводит высказывание кардиолога Мехмета Оза о пользе кокосового масла. Он называет его суперпродуктом, способствующим снижению веса.
«И люди ему верят», – говорит диетолог из Университета Дюка Кристина Тенекжан. По ее словам, многие из ее клиентов утверждают, что употребляют его каждый день. Она утверждает, что даже если кокосовое масло и имеет минимальный эффект на метаболизм, в нем столько калорий, что пользы от него гораздо меньше, чем вреда.
По ее мнению, есть категория людей, которые принимают все то, что они слышат по телевидению, за истину и очень сложно их переубедить, т.к. слышат они это от врачей, чьи имена известны всей стране.
Илья Дугин
ФВ