…На Болотной вновь протестуют.
На сей раз на площадь вышли курильщики. Митингуют против закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Не все выступающие способны с ходу произнести его название. Многие пользуются шпаргалками. Но от этого их речи не становятся более сдержанными. Они полны пламенных — и не совсем печатных — слов… Многотысячная толпа криками и рукоплесканиями встречает каждую колкость в адрес Минздрава и главного санитарного врача страны Онищенко. Участники митинга демонстрируют готовность сплотить ряды в борьбе за свои права. И имя им — легион…
А что — вполне возможный сценарий. Если так пойдет дальше, то индивидуумы, потребляющие табак, и правда, выйдут на Болотную. Волна уже поднимается. Родилось — без шутки! — Общероссийское движение «За права курильщиков». Заглавные буквы и кавычки здесь не просто так: это официальное название, под которым новая организация зарегистрирована в Минюсте.
«Наезд» на курильщиков в России начался больше десяти лет назад, когда был принят закон «Об ограничении курения табака» (№ 87-ФЗ). Смешное, надо признать, чтиво. Особенно весело читать раздел «основные понятия». Законники сочли необходимым зафиксировать, что надлежит понимать под словосочетанием «курение табака». Это — ни за что не догадаетесь! — «вдыхание дыма тлеющих табачных изделий». Ну а «окружающий табачный дым» — «табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака». Стало быть, дым на улице уже не относится к категории «окружающего».
Забавно и требование к оформлению пачек сигарет, на каждой из которых должны быть размещены основная и дополнительная надписи о вреде курения. Причем дополнительную надпись, как сказано в законе, «каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению».
Если не обращать внимание на смехотворное желание дать юридическое определение даже самым простым бытовым вещам, на придуманные Минздравом страшные надписи на пачках, то закон десятилетней давности, в общем-то, население восприняло с пониманием. Например, запрет на курение в транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, в образовательных заведениях, в прочих учреждениях в том же духе. Собственно, и без этого закона, одной только силой общественного мнения и логики, во многих коллективах уже было установлено ограничение для курильщиков: мол, нечего всех травить — идите в «каптерку». И идут. Так что закон частично лишь закреплял то, что уже само собой стало реальностью.
Ну а другая его часть, связанная с запретами, ограничениями и обязанностями… На нее и по сю пору никто не обращает внимание. К примеру, нельзя курить в учреждениях здравоохранения. Но в любой больнице — и даже роддоме — найдется закуток или кусок черной лестницы с заботливо оставленной банкой для окурков. А работодатели, которые по 87-ФЗ обязаны оснастить специально отведенные места для перекуров, не слишком-то спешат это делать. Предпочитают выгонять курильщиков на улицу. Так что у парадных подъездов многих учреждений, заведений и даже магазинов — прямо на тротуарах — то и дело выстраиваются те, кому надо «пыхнуть».
Жалкое зрелище. Идешь эдак по улице и сразу видишь, где работодатели нарушают закон. Да, как ни крути, — и права человека. Ему, курильщику, и без того нелегко живется: выложи за сигареты немалые деньги, не забудь прикупить освежитель для рта или жевательную резинку, в сто первый раз безуспешно попытайся бросить курить, выдержи дальнюю поездку без перекура… А тут еще этот ежедневный позор на тротуаре перед родной конторой!
Между прочим, по статистике, около 40 процентов взрослого населения России подвержены пристрастию к табакокурению (данные Минздрава). И никто еще не бросил сигарету из-за того, что его выгоняют на улицу. Или из-за «страшной» надписи на пачке. Для этого нужны совсем иные причины. И этот факт хорошо известен как курильщикам, так и тем, кто против них воюет на законодательной ниве. И тем не менее такая война продолжается.
Минздрав сделал очередной противотабачный шаг. Внес в Думу тот самый законопроект с неудобоваримым названием «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Проект предписывает предоставить право продажи табачных изделий только тем магазинам, «площадь которых превышает 50 квадратных метров (в городах и поселках) и 25 квадратных метров (в сельских населенных пунктах и вне них)». И еще: с 1 июля 2014 года — ограничить курение в ресторанах, кафе и барах, выделив зоны для курящих и для некурящих; а с 1 января 2016 года и вовсе запретить курение в так называемых организациях общественного питания.
— Да во всех кафе и ресторанах, где есть физическая возможность, и без того давно работают два зала, — известный питерский ресторатор Виталий Симонов кипит от возмущения. — Это логика и забота о нуждах клиентов. И, конечно, об успехе собственного бизнеса… Ради этого мы готовы вкладывать средства в дополнительное вентиляционное оборудование. Для этого нам не нужен был никакой контроль со стороны госструктур, никакой закон. И без него понятно, что владельцы семейных кафе-кондитерских не допустят курения в своих заведениях. А у содержателей пабов, в которых люди смотрят футбольные матчи под кружку пива, рука не поднимется вешать таблички с запретом. Почему бы законодателям не дать нам — да и курильщикам — возможность самим решать, что и как делать?
— Похоже, законодательный запрет курения в ресторанах и пабах — всего лишь дымовая завеса, — считает курильщик со стажем и одновременно президент Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. — Уверен, что главное в проекте Минздрава — запрет на торговлю табаком в маленьких магазинах. У нас вообще законодательство как-то слишком уже любит крупные торговые сети. И новый законопроект — лишнее тому подтверждение: он одновременно увеличивает цену табака и отдает сетевикам все права на получение прибыли с него. И где здесь забота о здоровье нации?
Между тем Минздрав твердит свое: не только, мол, о нации заботимся, но и выполняем взятые на себя международные обязательства. Речь о том, что Россия и Всемирная организация здравоохранения подписали «Меморандум о взаимопонимании на 2009 — 2013 годы». Взаимно они поняли очень многое. И мысль о вреде курения в этом списке значится едва ли не на последнем месте. А во первых строках речь идет — цитата из меморандума: «Государства — члены Европейского региона ВОЗ приняли ряд обязательств по широкому кругу вопросов, включающих укрепление систем здравоохранения, борьбу с эпидемией ожирения, борьбу с эпидемией неинфекционных заболеваний, а также повышение готовности к устранению тех последствий, которые изменение климата оказывает на здоровье людей». Стало быть, все эти задачи в России уже решены? Пора приниматься за курильщиков? Вернее, за мелких торговцев табачными изделиями и за ресторанный бизнес.
Вот картинка из вероятного будущего: в гипермаркетах вырастают очереди в табачных отделах, продающих сигареты блоками; а у кафешек выстраиваются колонны граждан, выскочивших из-за столиков на минутку перекурить. Прохожие вынуждены пробираться сквозь толпы курильщиков, морщась от «окружающего дыма». А в подворотне пара-тройка бабушек украдкой приторговывают сигаретами с лотка. Проходящие мимо стражи порядка не замечают «своих» бабушек и строги к бабушкам «чужим»…
Как-то не слишком эта картинка похожа на иллюстрацию здорового образа жизни нации!
Фантазия разыгралась. И вот уже представляешь, как в России запрещают гамбургеры, соль, сахар. Потом — копченую колбасу, чипсы, «бомж-пакеты». И, конечно, глутамат натрия. А потом и в Конституции появляется новая статья: все что вредно — противозаконно!
Курить вредно. Нельзя продавать сигареты подросткам. Не стоит брать сигарету в обществе детей. Лучше всего вообще не начинать курить, чтобы не пришлось потом долго и мучительно бросать.
Кто-нибудь спорит с этими истинами?.. Вроде бы желающих не слышно.
Зато очень хочется поспорить с госструктурами, которые почему-то берут на себя заботу решать за человека то, что он должен решить только сам.
РИСУНОК Виктора БОГОРАДА