В Российской академии наук, которой исполнилось 289 лет, наступают перемены. Знаменитая своими прежними работами, которые позволили ей получить 18 Нобелевских премий и отправить первого человека в космос, сегодня она не поспевает за временем.
В прошлом месяце был срочно принят закон, согласно которому управление независимой РАН и ее недвижимостью передается государственному ведомству. Многие академики запротестовали, заявляя, что этот закон — обыкновенный земельный захват. Но и они признают, что реформы давно назрели.
После распада Советского Союза в 1991 году многие лучшие ученые из академии уехали за рубеж на более высокооплачиваемую работу. Оставшимся приходится с огромным трудом адаптироваться к новым экономическим условиям, в которых блестящие идеи ценятся лишь в том случае, если они воплощаются в прибыльные предприятия.
«Российским ученым нужно научиться извлекать прибыль из своих изобретений, — говорит бывший ученый Леонид Меламед, возглавляющий совет директоров управленческой компании Team Drive, работающей в фармацевтической отрасли. — Это недостающее звено в российском стремлении к инновациям».
Страна сталкивается с огромными проблемами в своих попытках модернизировать российскую экономику, оцениваемую в 1,9 триллиона долларов, и снизить зависимость от нефти и газа, которые, хотя и имеются в России в больших количествах, не смогут обеспечить ее долговременный рост.
Кремль реализует целую серию широко освещаемых средствами массовой информации инициатив, среди которых государственная нанотехнологическая компания Роснано и парк передовых технологий «Сколково», расположившийся на окраине Москвы.
Основанная в 2007 году Роснано нацелена на развитие нанотехнологий и самых передовых технологий в России.
Ее возглавляет автор осуществленной в 1990-х годах российской программы массовой приватизации Анатолий Чубайс. Компания выделила 161,3 миллиарда рублей (5 миллиардов долларов) на проекты в сфере микроэлектроники, здравоохранения, энергетики и машиностроения, а также в других областях. Приоритет она отдает тем проектам, которые предусматривают передачу технологий России и способствуют развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Об этом говорит пресс-секретарь компании Сергей Филиппов.
Один из крупнейших ее замыслов это проект совместного инвестирования на 760 миллионов долларов, осуществляемый вместе с американской компанией венчурного капитала Domain Associates, которая специализируется на медицинских технологиях. Это созданное в 2012 году партнерство покупает акции американских медико-биологических компаний, которые обязуются проводить свои опыты и испытания в России, а также передавать ей права интеллектуальной собственности на разрабатываемые лекарства. Меламед, чья компания Team Drive участвует в этом партнерстве, говорит, что коэффициент окупаемости капиталовложений в инновационную фармацевтику высок благодаря большому спросу на ее продукцию в России.
Государственные налоговые льготы и прочие преимущества становятся убедительным мотивом для зарубежных автопроизводителей, компаний по изготовлению сельскохозяйственной техники и судостроительных фирм, которые начинают создавать в России производственную базу.
В ответ на обещание Министерства здравоохранения закупать лекарственные препараты местного производства такие фармацевтические компании как Novartis и Sanofi-Aventis строят в стране свои предприятия и научно-исследовательские лаборатории.
У Сколкова такая же цель, как у Роснано — способствовать развитию российских инноваций. Но вместо вложений в акции этот центр предоставляет гранты начинающим компаниям, работающим в сфере информационных технологий, биомедицины, ядерных технологий, энергосбережения и космоса.
Цель проекта в том, чтобы навести мосты между наукой и инновационными предприятиями, сведя воедино изобретения, исследования и разработки, венчурный капитал и коммерческое образование.
Благодаря государственному стимулированию компании Cisco и Siemens оказались среди тех, кто решил заняться в этом технопарке научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой.
В идеале, говорят руководители центра в Сколкове, Российская академия наук должна сотрудничать с ним в рамках программ НИОКР, однако контрактов на сегодня заключено очень мало.
В попытке привлечения иностранных инвестиций и выполнения правил ВТО Россия приняла соответствующий международным нормам закон об интеллектуальной собственности и учредила суд по интеллектуальным правам, который будет принимать решения по патентным спорам.
Следующим шагом должно стать устранение ограничений, мешающих вузам лицензировать интеллектуальную собственность и замедляющих процесс коммерциализации изобретений. Об этом говорит генеральный директор центра интеллектуальной собственности при фонде Сколково Виталий Кастальский.
Успешные инновационные проекты в стране есть, однако в целом работа по диверсификации экономики не впечатляет. Доля нефти и газа в российском экспорте в настоящее время составляет 70%, и она постоянно увеличивается с середины 1990-х годов, о чем сообщается в докладе Европейского банка реконструкции и развития за 2012 год о диверсификации в России.
Господствующее положение государства в экономике ведет к тому, что предприятия, связанные с военной промышленностью, а также с нефтью и газом, пользуются приоритетным вниманием, в то время как частные компании размером поменьше, которые в более развитой экономике могли быть лидерами, с трудом сводят концы с концами.
Так, федеральное космическое агентство «Роскосмос» получает государственное финансирование для разработки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и космических кораблей с земной системой дистанционной ориентации, а также для доставки грузов и людей на Международную космическую станцию.
У Роскосмоса есть планы полета на Марс и вывода исследовательских спутников на лунную орбиту.
Однако провалы последних лет, такие как неудачные ракетные запуски, вызывают вопросы по поводу руководства космической программой.
В конечном итоге темпы инновационного процесса в России будут зависеть от того, насколько быстро в сферу передовых технологий будут приходить частные деньги, говорит Меламед.
Оригинал публикации: Kremlin seeks to monetise the field of science