Врач за врача отвечает

За минуту до открытия съезда: Елена Малышева поправляет галстук своему коллеге Дмитрию Шубину. фото: Александра Зиновьева

Медицинские работники всея Руси озаботились своей корпоративной этикой

В пятницу в Кремлевском дворце съездов состоялось грандиозное событие — Первый национальный съезд врачей Российской Федерации. 5697 делегатов из 83 регионов страны — рядовые врачи, руководители медучреждений, замы глав субъектов РФ по социальной политике, преподаватели медвузов. На съезде обсуждали насущные вопросы: ответственности российского здравоохранения перед пациентами и страной, подготовки кадров, обеспечения врачами жителей села, корпоративной этики медицинского сообщества.

Основные направления развития российского здравоохранения на ближайшую перспективу были обозначены уже в видеоприветствии Президента России Владимира Путина участникам съезда и в выступлении с трибуны премьера Анатолия Медведева. В лаконичном президентском пожелании «ключевым вопросом» были названы «доступность и качество оказания медицинской помощи росиянам». А в более развернутом «наказе» премьера «ключевым приоритетом социальной политики государства» названы: улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни россиян, единые стандарты оказания медицинской помощи жителям городов и деревень, внедрение инновационных продуктов при лечении пациентов и информационных технологий в практику работы врачей, необходимость «подтянуть уровень образования в медицине»…

Действительно, проблем в медицине за последние годы накопилось немало. «Это третий за всю историю нашей страны всероссийский съезд врачей, — напомнила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем докладе. — Первый был в 1925 году, второй (всесоюзный) — в 1988-м. В новой России такой съезд проходит впервые. Последний проводился в Советском Союзе почти четверть века назад! Кстати, под руководством тогдашнего министра здравоохранения академика Евгения Чазова, который принял активное участие и в подготовке нынешнего съезда. Но половина участников съезда все же рядовые врачи. Им есть что обсудить с коллегами и с глазу на глаз задать самые неудобные вопросы руководителям здравоохранения страны.

Деловой тон обсуждению наболевшего за эти годы задала министр здравоохранения России Вероника Игоревна Скворцова. Лично ее, министра, особенно волнуют «модернизация здравоохранения», «глубокие различия между системами здравоохранения субъектов РФ», «развитие биомедицинских технологий», «стратегия лекарственного обеспечения россиян», «обеспечение отрасли кадрами» (за последние 10 лет доля работников здравоохранения до 45 лет сократилась на 12%).

Но не меньше, если не больше, нового министра волнуют роль и место профессионального врачебного сообщества в современной России, уровень требований, предъявляемых врачам сегодня, самоуправление в медицине, проблемы этики и медицинской деонтологии (культура общения доктора с пациентом). А еще — корпоративная врачебная ответственность. Этика, этический кодекс российского врача… Такого рода вопросы, тем более со столь высокой трибуны, в нашей стране в ХХI веке еще не поднимались. В последние годы и врачам, и их пациентам было не до церемоний — быть бы живу. Вряд ли кто-то и сегодня задумывается над тем, как «культурнее» назвать лечащего тебя человека: «врач» или «доктор»? Оказывается, название «доктор» интеллигентнее.

И это — не мелочи, если вопросы медицинской этики поднимают сами врачи с высокой всероссийской трибуны. Наболело. И значит, есть надежда, что наконец будут меняться и отношения «врач — пациент», и отношения «пациент — врач». Движение, конечно, должно быть встречным, если хотим, чтобы в России что-то менялось в медицинском обслуживании вообще. «Мы хотели бы, чтобы съезд сплотил медицинское сообщество. Позволил обсудить с нашими коллегами вопросы корпоративной этики и ответственности перед пациентами», — высказала надежду министр Вероника Скворцова. Но до этого светлого дня, наверно, еще очень далеко. Хотя, как говорится, лиха беда начало.

Вручая на съезде лучшим врачам государственные награды, Дмитрий Медедев не смог скрыть удивления, что «лучшими» оказались в основном женщины. Да и в зале их было видимое большинство. Как и в жизни.


mk