Чувствительность к стрессу как результат «химической революции»

Химические соединения, созданные сто лет назад, могли наградить современного человека повышенной чувствительностью к стрессу и склонностью к психоневрологическим расстройствам. (Фото Bettmann / Corbis.)

Повышенная чувствительность к стрессу у современного человека могла появиться из-за неких химикатов, с которыми имели дело наши бабушки и дедушки. Учёные показали, что влияние химических веществ может передаваться с помощью эпигенетических механизмов через три поколения.

Исследователи из Университета Техаса и Вашингтонского университета (оба — США) проверяли, могут ли химические вещества влиять на деятельность мозга животных через несколько поколений. Для этого они обрабатывали беременных крыс винклозолином — распространённым в сельском хозяйстве фунгицидом. Стоит отметить, что наука уже осведомлена о его влиянии на гормональную систему и способности влиять через родителей на гены потомков. Эта же команда учёных ранее показала, как этот фунгицид может через эпигенетические механизмы воздействовать на активность генов в следующих поколениях.

На этот раз исследователи после обработки крыс винклозолином дождались от них третьего поколения, с которым провели несколько поведенческих опытов. В статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные сообщают, что такие животные были более чувствительны к стрессу и демонстрировали навязчиво-тревожное поведение. Соответственно, у них были более активны стрессовые участки мозга — по сравнению с теми особями, родители которых не подвергались действию химиката.

Иначе говоря, эпигенетические изменения, вызванные фунгицидом, могут отражаться на нейрофизиологии организма. В этом смысле учёным удалось связать молекулярный уровень с физиологическим, показав, что действие вещества влечёт за собой конкретные изменения в физиологии и поведении. Авторы работы указывают на то, что нынешнее поколение людей — третье по счёту с того времени, когда развитие химии совершило настоящий переворот в современном мире. В связи с этим они предлагают подумать над тем, почему мы столь стрессозависимы. Да, мир усложняется и ускоряется, окружающая среда портится и т. п. Но нет ли тут ещё и ослабления собственных антистрессовых барьеров человека и не было ли это ослабление заложено в нас ещё три поколения назад?

То же самое, по мнению учёных, может иметь место и в случае разнообразных психоневрологических расстройств, коими так богато наше время. Разумеется, тот же аутизм сейчас научились лучше диагностировать. Но не исключено, что сильно увеличившаяся частота этого заболевания связана с некими химикатами, воздействию которых подвергались наши бабушки и дедушки — ещё до того, как врачи и биологи научились оценивать вред от новейших достижений прикладной химии.

Подготовлено по материалам Вашингтонского университета.


compulenta