Андрей Младенцев: «Лекарства должны быть доступны всем»

Андрей Младенцев

Чему отдать предпочтение: дешевому отечественному средству или дорогому импортному?

На российском фармацевтическом рынке сегодня значительную долю занимают зарубежные производители и импортные препараты. Отечественным производителям сложно выдерживать эту конкуренцию. А надо ли в принципе участвовать в этой конкурентной борьбе?

Комментирует Андрей Младенцев, глава компании OBL Pharm

Для того, чтобы разрабатывать новые лекарственные средства, нужен доступ к современным реактивам, лабораториям, нужны клинические и доклинические испытания с теми стандартами, которые применяются в мире. Далеко не все реактивы производятся в России, их надо заказывать из-за рубежа, на это уходят месяцы, в течение которых подписывается огромная куча бумаг. В то время как сотрудники университетов США просто заказывают по интернету реактив, и на следующий день могут с ним работать.

Кроме этого, у нас дорогая стоимость энергоносителей, низкая скорость самого процесса, огромное количество административных барьеров — все это чрезвычайно мешает.

С 1994 г. я занимаюсь производством лекарственных препаратов. А примерно в 2000 г. задумался: а может, надо заниматься не производством, а вопросами своевременной доставки лекарств потребителю точно в тот срок и в тех количествах, когда ему это нужно? Мы вряд ли в ближайшие 10–20 лет догоним лидеров мировой фарминдустрии в области открытия и разработки инновационных препаратов. На создание одного такого препарата, как известно, уходит от 10 до 15 лет.

Наша мощность в «Оболенском» — 600 млн таблеток в год. Но реальная потребность в наших препаратах — 350 млн. Мы участвуем в программе ДЛО, и это главный стимул производства. За счет свободной конкуренции цены таких компаний, как «Оболенское», выигрывают тендеры. Если мы говорим о стоимости препаратов стоимостью около 1 доллара, то вести их из Европы невыгодно, их выгоднее производить здесь, в России. Оттуда надо везти дорогие препараты, на стоимости которых затраты на логистику никак не отразятся. Отечественное производство сегодня специализируется на дешевых препаратах в больших объемах, на рынке в стоимостном выражении это никак не отражается. Основная прибыль — у дорогих западных препаратов.

В свое время в России необходимо было ликвидировать дефицит лекарств, поэтому было разработано и принято законодательство, которое теперь стимулирует импорт. Мне кажется, нам сегодня не надо изобретать велосипед, а надо постараться решить другую проблему — доступности современных лекарственных препаратов широким слоям населения. Надо развивать логистику и доставку лекарств в самые отдаленные уголки России. А кто является производителем того или иного лекарства — уже неважно. Важно, чтобы инновационный продукт дошел до больного.


Наталия Степунина
ria-ami