Статья посвящена итогам контрольно-надзорных мероприятий Управления Росздравнадзора по Республике Тыва за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения республики, определены наиболее часто встречающиеся нарушения государственных стандартов социального обслуживания и проблемы, имеющиеся в социальной сфере Республики Тыва.
Shimit A.A. On the implementation of state functions to ensure the enforcement activities in the field of social service of the Republic of Tuva
The article is devoted to the results of enforcement activities of the Office of the Republic of Tuva Roszdravnadzor compliance with national standards of social services in the Republic of Tuva, identifies the most common violations of state standards for social services and the problems existing in the social sphere of the Republic of Tuva.
Keywords: National standards of social services, state standards of social services, Kyzyl, Tuva Republic.
Система социальных служб в Республике Тыва представлена 29 государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания стационарного и полустационарного типа, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития республики.
Значительную долю в составе учреждений занимают центры социальной помощи семье и детям (13 учреждений); социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (7 учреждений) и 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, которые предоставляют жителям республики социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях.
В стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Тыва проживают 1 354 человека.
Обеспеченность населения республики учреждениями составляет:
— домами-интернатами для престарелых и инвалидов – 82% (24,6 места на 10 тыс. населения при нормативе 30 мест на 10 тыс. человек населения);
— социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних – 70% (0,7 центра на 10 тыс. детей при нормативе 1 центр на 10 тыс. детей);
— реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями – 40% (0,4 центра на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями при нормативе 1 центр на 1 тыс. детей);
— домами-интернатами для детей-инвалидов – 22% (4,4 места на 10 тыс. жителей при нормативе 20 мест на 10 тыс. жителей).
Согласно Положению о территориальном органе Управление Росздравнадзора по Республике Тыва (далее – Управление) осуществляет реализацию государственной функции по обеспечению контрольно-надзорных мероприятий в сфере социального обслуживания населения республики.
Плановые проверки соблюдения государственных стандартов социального обслуживания носят комплексный характер. Периодичность таких видов контроля как проверки соблюдения стандартов социального обслуживания и лицензионного контроля медицинской деятельности регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
Кроме того, в отношении учреждений социального обслуживания в общем порядке осуществляется контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг, реабилитацией инвалидов, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения, качеством лекарственных средств при гражданском обороте.
Мониторинг соблюдения государственных стандартов социального обслуживания показал, что в результате проведенных Управлением контрольно-надзорных мероприятий в республике приняты к применению национальные стандарты социального обслуживания, определенные Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2011 №204 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Республики Тыва» как государственные стандарты социального обслуживания республики.
Управлением в 2011 г. проведено 25 проверок (10 плановых и 15 внеплановых) в 12 учреждениях социального обслуживания (табл.).
Установлены следующие нарушения:
— несоответствие нормативной документации учреждений социального обслуживания Национальным стандартам ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей» (нарушение встречается в 83% (10) проверенных учреждений);
— несоответствие требованиям государственных стандартов социального обслуживания предоставления социально-медицинских услуг: учреждения не обеспечивают организацию и контроль за проведением диспансеризации клиентов (66% (8) проверенных учреждений);
— отсутствие договоров об обслуживании с клиентами или их законными представителями (66% (8) проверенных учреждений);
— несоблюдение нормативов финансирования на обеспечение питанием и лекарственными средствами, нарушения ведения финансовой отчетной документации (50% (6) проверенных учреждений);
— недостаточное информирование клиентов и их родственников о перечне и порядке предоставления учреждениями социальных услуг (58% (7) проверенных учреждений);
— нарушение Национальных стандартов ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг», ГОСТ 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» в организации системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг, отсутствие разработанных критериев оценки качества услуг (25% (3) проверенных учреждений);
— отсутствие лицензии на медицинскую деятельность по виду «психиатрия» в психоневрологических интернатах.
По результатам указанных проверок Управлением в течение 2011 г. выдано 28 предписаний по всем видам контроля, из них 15 предписаний – по результатам проверок соблюдения государственных стандартов социального обеспечения; составлены 2 протокола об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, 4 протокола по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, решением суда приостановлена медицинская деятельность по направлению «неврология» в Доме ребенка.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в проверенных учреждениях устранены нарушения:
— финансирование на обеспечение питанием и лекарственными средствами доведено до установленных нормативов;
— нормативные документы учреждений приведены в соответствие с требованиями Национальных стандартов социального обслуживания;
— прекращена практика перераспределения другим клиентам лекарственных средств, получаемых по программе обеспечения социальными услугами в части ОНЛС;
— организована образовательная деятельность в детском доме-интернате для умственно отсталых детей;
— проводится работа по организации внутренней системы качества предоставляемых услуг;
— завершено строительство нового корпуса для умственно отсталых детей;
— проведена работа по лицензированию медицинской деятельности учреждений социального обслуживания (рис.).
В то же время Управление отмечает, что органам исполнительной власти республики и подведомственным им учреждениям сферы социального обслуживания населения в целях обеспечения результативной и отвечающей требованиям системы качества предоставления социальных услуг предстоит осуществить комплекс мер по оптимизации, расширению и укреплению материально-технической базы учреждений, нормативному регулированию предоставления социального обслуживания на уровне субъекта Российской Федерации, в т.ч. разработке норм и нормативов, определяющих стандартизацию социального обслуживания в республике, обеспечению финансирования в соответствии с требованиями указанной стандартизации.
Так, Постановление Правительства Республики Тыва от 29.03.2011 №204 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Республики Тыва» не развивает и не конкретизирует установленные национальными стандартами социального обслуживания объемы гарантированных государством социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, другие нормативные показатели, без которых реализация требований стандартизации в республике невозможна.
Такой подход к реализации государственных стандартов социального обслуживания в республике не отвечает потребностям клиентов и нарушает основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания в части обеспечения доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, индивидуального подхода к каждому клиенту социальной службы и удовлетворения его индивидуальных потребностей в получении социальных услуг.
Кроме того, до настоящего времени в связи с отсутствием соответствующих помещений незаконную медицинскую деятельность без лицензии осуществляют 3 учреждения социального обслуживания. По-прежнему остро стоит вопрос о профилизации учреждения для лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями.
Несмотря на серьезные проблемы, связанные с социальным обслуживанием населения республики, Управление отмечает дальнейшее сокращение финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение мягким инвентарем в стационарных учреждениях социального обслуживания. Приобретение одежды и обуви для клиентов стационарных учреждений осуществляется за счет внебюджетных средств, поступающих в качестве оплаты за стационарное обслуживание, а также спонсорской помощи. В центрах социальной помощи с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних отсутствуют запасы нового белья, верхней одежды и обуви.
Более того, в учреждениях социального обслуживания для несовершеннолетних, в т.ч. детей-инвалидов, не предусмотрено выделение финансовых средств на лабораторные исследования и диагностические обследования при приеме детей в стационарные отделения центров (анализы на наличие яиц глистов, кишечных, хламидиозных и других инфекций, УЗИ внутренних органов).
Указанные проблемы связаны прежде всего с экономическим положением республики. Дотационный бюджет ограничивает возможности региона по обеспечению своих граждан социальной помощью.
В интересах населения республики Управление проводит целенаправленную работу по обеспечению контрольно-надзорных мероприятий в сфере социального обслуживания, поднимая данные вопросы на всех уровнях региональной власти, взаимодействуя с территориальными органами исполнительной власти федерального уровня, прокуратуры с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на соблюдение обязательных требований в установленной сфере деятельности.
См. приложение
Источник: журнал «Вестник Росздравнадзора» №2 (2012)
Файл: Загрузить (137 кбайт)